Ричард докинз: бог как иллюзия

Критика

В 2006 году книга была издана с отзывами известных интеллектуалов, таких как лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Джеймс Дьюи Уотсон, психолингвист из Гарварда Стивен Пинкер, а также популярный в Лас-Вегасе дуэт иллюзионистов Пенн и Теллер, прославившийся разоблачениями «чудес» и шарлатанов.

Отзывы о книге были различными. На сайте Metacritic.com книга получила рейтинг 59 из 100 возможных на основании 22 рецензий. А престижная британская литературная премия British Book Awards в 2007 году назвала Докинза «Автором Года».

В адрес автора было направлено много критики как со стороны верующих, так и от некоторых атеистов. На самые распространённые упрёки Докинз дал комментарии на своём сайте, большинство из которых вошло в новое издание книги 2007 года.

В ходе полемики с автором было создано множество книг, в том числе «Докинз как иллюзия» Алистера Макграта и «Ангел Дарвина» Джона Корнвелла.

Философ Алвин Плантинга в своей рецензии на книгу критикует довод о сложности Бога.

Следует отметить, Платинга утверждает, что Бог прост, так как согласно традиционным богословским представлениям и преобладающему в классической теологии мнению он является простым (см. Аргументация ad populum). Он также применяет определение сложности, которое было использовано Докинзом в контексте книги «Слепой часовщик», вышедшей в свет за 20 лет до книги «Бог как иллюзия», и мало относится к рассуждениям о сложности нематериальных сущностей. Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» говорил о логической сложности персонифицированного божества, например, критикуя утверждение Р. Суинберга о том, что Бог поддерживает постоянство всех электронов нашей вселенной (иначе они, согласно Суинбергу, просто распадутся или существенно поменяют свойства).

В главе 7 «Бог как иллюзия» Докинз представил подробный анализ подобных аргументов о преступлениях «Атеистических режимов». По его мнению, традиционное отнесение нацистского режима в Германии к атеистическим носит предвзятый характер с позиции религии («Гитлер не мог быть христианином, потому что был исключительным злодеем»). Докинз считает, что Гитлер быть может был и не христианином (сведения о его отношении к христианству весьма противоречивы), но весьма религиозным человеком (вера в «провидение», избравшее его). Также Докинз приводит несколько примеров того, что некоторые высказывания Гитлера относительно евреев совпадают с некоторыми моментами из Библии, например «порождения ехиднины» — Евангелие от Матфея (3:7)

Что же касается СССР сталинского времени, то, по мнению Докинза, хотя этот режим официально декларировал атеизм, нельзя сказать, что мотивом преступлений, реально имевших место, выступал именно атеизм. Даже преследования церкви могли носить не атеистический (борьба с религией), а антиклерикальный (борьба с социальной ролью церкви) или экономический (экспроприация церковных ценностей) характер.

В любом случае, заключает Докинз, нельзя с достаточными основаниями говорить о том, что преступления «атеистических режимов» действительно совершались во имя атеизма, в отличие от преступлений во имя религии. Ни один из этих режимов не ставил целью своего существования борьбу с религией. В конце концов, отмечает автор, Гитлера, Сталина и Саддама Хусейна также объединяло наличие усов, и с той же уверенностью можно считать причиной их преступлений именно наличие усов.

Относительно утверждения «Он верит в определённый миф, где „наука“ увязана с „атеизмом“, атеизм с „разумом“, „терпимостью“, „просвещением“, а „религия“ должна служить извечным источником зла, безумия и тирании», Докинз говорит о том, что бездумные фанатики, которые есть и среди атеистов, могут убивать во имя любой идеологии. Но если атеизм оставляет насилие на совести конкретного преступника и его системы ценностей, то религия целенаправленно поощряет подозрительность и враждебность к иноверцам, одновременно объявляя борьбу за веру священным подвигом. Любые призывы к «любви к ближнему» в рамках религиозных систем, как правило, воспринимаются только по отношению к единоверцам. Атеизм же не представляет собой четкой системы ценностей со своей идеологией, обязательной для всех атеистов. Таким образом, религия порождает насилие гораздо сильнее, чем атеизм.