Украинский ударный дрон незаметно уничтожает военное вооружение россии

Особый «навык» беспилотников

Дроны-камикадзе за авторством Zala Aero могут не только атаковать и уничтожать наземные цели. В апреле 2021 г. создатели «Ланцетов» рассказали «Коммерсанту», что они также могут использоваться для так называемого «воздушного минирования».

Под этим термином подразумевается патрулирование воздушного пространства несколькими дронами с целью его защиты от вражеских беспилотников.

Композитный ИИ: что это такое и зачем он нужен?
Искусственный интеллект

«Скорости, которые они имеют – это порядка 150 км/ч, а мы со своими 300 км/ч на пикировании совершенно спокойно сделаем», – заявил главный конструктор Zala Aero Александр Захаров.

По состоянию на апрель 2021 г. создатели дронов отрабатывали воздушное минирование на воздушных шариках. Дата начала боевых испытаний назначена не была.

Самые опасные военные дроны

WU-14. Китайская машина, которая изначально позиционировалась как «научный аппарат», но позже была признанна военным дроном. Предназначен для сверхдальних перелётов, может доставить ядерный боезапас на другой континент.

Taranis. Засекреченная разработка британского ВПК. Известно, что аппарат оснащён системой «стелс», применим для межконтинентальных перелётов.

X-47 B С. Американская разработка. Автономная влёт-посадка, под крыльями установлены ракеты, которые запускаются оператором из штаба.

IAI Harpy. БПЛА-камикадзе — поле обнаружения цели пикирует на неё и наносит осколочно-фугасное повреждение. Используется как против техники, так и против солдат врага.

MQ-9 Reaper. Замена легендарному MQ-1 Predator, который всё ещё состоит на вооружении армии США. Грузовая нагрузка составляет 4,7 тонны, что даёт возможность нести большой арсенал, радиус действия — 13 км. Считается наиболее опасным военным дроном современности. Несёт четыре ракет «Хэллфаер» и две 500-фунтовые управляемые бомбы.

S-100 Camcopter. Австралийский аппарат, чаще всего используется как разведчик, хотя может применяться и для уничтожения живой силы противника.

C-Worker 5. Британский дрон морского базирования, используется для обнаружения воздушных, надводных и подводных целей, а также для траления. Минус — небольшая скорость, плюс — неделя автономной работы без дозаправки.

Форпост. Российский дрон, прошёл боевое крещение в сирийском конфликте. Является модернизацией израильской машины Searcher 2.

На догонном курсе

Россия возможности своих БПЛА продемонстрировала только во втором десятилетии XXI века (напомним, что СССР был одним из лидеров по производству БПЛА). В 2010 году российская компания «Оборонпром», входившая в состав госкорпорации «Ростех», создала совместное предприятие с израильской компанией «IAI», заключив контракт на покупку и производство разведывательных БПЛА (поставлять ударные израильская сторона под нажимом США отказалась. — Авт.). И в 2014 году в России был сформирован первый отряд беспилотников «Форпост». Есть уже и «Форпост-Р», собранный на базе отечественных комплектующих.

С 2010 года Российская армия приступила к использованию многофункционального беспилотного комплекса малой дальности «Орлан-10», предназначенного для ведения наблюдения за объектами в труднодоступной местности. После ряда учений, включая «Кавказ-2012», «Орлан-10» получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ и был принят на вооружение. К настоящему времени в войска поставлено более 1.000 таких аппаратов. «Орлан-10» входит в состав системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ) и может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключёнными к ЕСУ ТЗ. Его максимальная взлётная масса — до 18 кг, практическая дальность полёта — до 600 км, практический потолок — 6.000 м. БПЛА активно применялся в ходе военной операции ВКС России в Сирии.

Известно, что уже ведётся разработка беспилотника «Орион-2» с максимальным взлётным весом 5.000 кг и потолком 12.000 м.

Официально объявлено, что компания «Сухой» создаёт тяжёлый ударный БПЛА С-70 «Охотник (беспилотный бомбардировщик), первый полёт которого состоялся в августе 2019 года. 27 сентября того же года Министерство обороны России сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя Су-57, продолжавшемся более 30 минут, в ходе которого отрабатывалось применение средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону ПВО противника. В ВКС «Охотник» с примерной взлётной массой до 25 тонн и дальностью полёта до 6 тысяч км начнёт поступать с 2024 года.

Как бы там ни было, у дронов есть один существенный недостаток — уязвимость каналов связи. Сигналы GPS-навигаторов, как и любые сигналы, принимаемые и отсылаемые летательным аппаратом, можно глушить, перехватывать и подменять, для уничтожения БПЛА могут использоваться как обычные артиллерийские установки, так и средства глушения сигналов управления. Тем не менее, по оценкам большинства экспертов, США, страны НАТО, Китай и Россия в возможных военных конфликтах будущего будут делать ставку всё-таки на БПЛА — разведывательные и ударные. Возможно, это будут не только управляемые, но и думающие аппарата, наделённые интеллектом.

Огнестрельное оружие

Если у вас будет огнестрельное оружие (желательно с глушителем) с большим количеством патронов, вы станете больше чем достойный противником для армии зомби. Главное следите за его состоянием и держите заряженным. Но помнит, идеального оружия не бывает, каждое предназначено для своей ситуации. Выбор должен зависит от того идёте вы в атаку, обороняетесь или отступает, сколько людей в вашей группе и что из себя представляет поле боя. Луше всего чтобы группе были все виды вооружения.

Для использования любого огнестрельного оружие требуются теоретические знания и практические умения. Иначе может получиться так что вы не сможете сделать и выстрела, а если и сможете, скорее всего не попадёте. То есть освоить такое оружие на уровне, которого будет достаточно для попадания в голову сразу не получится, а герои в книгах и фильмах на то и герои, иначе интересно бы не было. Повторять про это при описании каждого вида огнестрельного оружия я не буду…

Пистолет – легкое оружие, которое лучше использовать как дополнительное, так как попасть с далека в голову зомби практически невозможно, не считая специалистов. Пистолеты будут полезны в экстремальных ситуациях, если вас схватили, то пистолет может спасти вашу жизнь.

Дробовик – лучше использовать вовремя отступления, так как присутствует останавливающее действие. Даже если у вас заряжена дробь, которая не пробьёт череп зомби, она его задержит. Использование дробовика на дальних и средних дистанциях приведёт к бесполезной трате боеприпасов. Недостаток – большие боеприпасы, занимающие много места.

Винтовка – хорошее точное оружие к тому же простое в использовании – лучший выбор для новичка. Бывают самозарядные и со скользящим / откидным затвором. Самозарядные очень хороши при задействовании многочисленных целей. Новичкам лучше использовать не автоматические винтовки иначе большая часть патронов может уйти впустую.

Штурмовая винтовка (автомат) – у данного оружия высокая дальность и скорость поражения. Против зомби точность важна, а вот скорость может сыграть с вами злую шутку, ведь можно с перепугу весь боезапас потратить на одного зомби… Штурмовую винтовку можно установить на одиночные, но кого это останавливает от «рок-н-рол» в случае испуга или азарта?

Пистолет-пулемёт – большая скорострельность, но малая точность попадания на большом расстоянии из-за чего придётся подпускать зомби поближе, что может привести к отрицательным последствиям. В свою очередь скорострельность может привести к расточительному использованию патронов.

Пулемет – данное оружие делает очень большое количество выстрелов в промежуток времени с низкой точностью. Против людей, конечно же, это очень хорошее оружие, а вот против зомби это не так, ведь для того, чтобы убить зомби ему нужно попасть в голову. Для полпадения с пулемёта в голову зомби нужно потратить большое количество боеприпасов – лучше использовать для этого винтовку. Вы можете сказать так, а по толпе? Там же много голов я их и покошу! На самом деле нечего у вас не выйдет, так как все люди разного роста и большую часть зомби вы просто пораните! Даже если раны будут в виде оторванных рук или ног зомби останутся очень опасными и даже в некоторых случаях станут опаснее, так как ползучих зомби тяжелее заметить. Пулемёты можно использовать для замедления толпы мертвецов, но после этого их стоит добить с помощью другого оружия.

И помните при возможности постарайтесь подобрать оружие одного калибра. При выходе из строя одного оружия патроны от него можно будет использовать в другом…

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс – 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

https://youtube.com/watch?v=5vhVtTF-w60

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

БПЛА в бою

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

Беспилотник на марше

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Виды беспилотников

Коптеры сложно поддаются классификации, условно их можно разделить на следующие категории:

  • Коммерческие – для экспресс-доставки посылок, а также для сельскохозяйственных нужд
  • Военные – для наблюдения, разведки и сбрасывания бомб (про это скоро выйдет отдельная статья)
  • Гражданские – они помогают контролировать территорию и обеспечивают безопасность
  • Поисковики – они помогают в поиске жертв в местах, где произошли катастрофы
  • Космические – это дроны будущего. Их разрабатывают в НАСА для поиска и сбора образцов почв на других планетах

Пожалуй, можно выделить еще один вид — любительский. Те, кто дружит с физикой, наверное, задумываются, как сделать летающий дрон самостоятельно? Для вас отличная новость – уже придуманы готовые комплекты для сборки коптеров.

Потенциальные носители

В настоящее время в качестве носителей БЛА LongShot рассматриваются только истребители. О том, что США возвращают на службу истребители четвертого поколения типа F-15EX, которые потенциально могут быть использованы в качестве носителей БЛА LongShot, ранее писала «Газета.Ru».

Но в дальнейшем в этих целях могут использоваться и другие платформы, пишет PM. По массо-габаритным характеристикам БЛА LongShot сравнительно невелик и может быть легко размещен в бомбовом отсеке бомбардировщика B-2 или разрабатываемого в настоящее время стратегического бомбардировщика B-21 Raider.

Таким образом, этот БЛА может превратить стелс-бомбардировщик в грозную систему оружия класса «воздух-воздух» большой дальности.

Этот БЛА (или его дальнейшее развитие) в перспективе может запускаться с суши или даже с кораблей ВМС в море. Военно-воздушные силы США с БЛА типа LongShot могут появиться в самых неожиданных местах, тем самым срывая планы врага.

БЛА LongShot еще далеко до первого полета, но DARPA пока и не называло предполагаемую дату подъема аппарата в воздух. В этой технологии нет ничего революционного. По сути дела, LongShot — это крылатая ракета, вооруженная ракетами класса «воздух-воздух».

Как только DARPA успешно продемонстрирует эту концепцию в металле, Управление передаст ее одному из видов вооруженных сил США, например, ВВС, для окончательной разработки и развертывания. И тогда ведение боевых действий противниками Америки станет намного труднее, заключает Popular Mechanics.

Михаил Ходаренок

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

  • Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
  • Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
  • Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула»;
  • Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
  • Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

  • процессор;
  • барометр для определения высоты;
  • акселерометр;
  • гироскоп;
  • навигатор;
  • оперативное запоминающее устройство;
  • приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Китай: догоняет США

Поднебесная также достигла прогресса в постройке и применении военных дронов. Корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC) получила большой заказ на поставку беспилотных летательных аппаратов Wing Loong II.

Это средневысотные БПЛА с большой продолжительностью полета и возможностью точного нанесения удара. Внешне Wing Loong напоминает американские MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Экспортный вариант беспилотника был продан в Египет, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерию, Узбекистан и Казахстан.

Chengdu Xianglong — стратегический разведывательный БПЛА. Имеет радар, способный вести разведку на расстоянии до 480 километров. Оснащен спутниковой системой управления. Xianlong имеет радиопоглощающее покрытие и выполняет роль наводчика для противокорабельных баллистических ракет DF-21D, стоящих на вооружении Китая. Высота полета — до 16-18 километров.

Китайский Chengdu Xianglong. Фото: Википедия

СН-4 — средневысотный разведывательно-ударный беспилотник, может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Без дозаправки будет держаться в воздухе 60 часов.

БПЛА Аэростатического типа¶

БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором
подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,
действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).
Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок —
21)

Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче
воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно
это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и
системы управления ориентацией благодаря которой дирижабль может
двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных
потоков.

Рисунок — БПЛА аэростатического типа

Отличительное преимущество дирижабля — большая грузоподъемность и
дальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность и
безопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупных
катастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чем
у вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая
стоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размеры
его внутренних помещений могут быть очень велики, а длительность
нахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуется
взлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более
того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей
(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового
ветра).

Рисунок — Дирижабль для аэрофотосъемки

Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – это
реклама и видеонаблюдение (рисунок — 22). Однако в последние годы их все
чаще заказывают телекоммуникационные компании для использования в
качестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройки
дирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.

Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,
нетрадиционные форму оболочки и способ движения. Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий»

Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км

Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км.

История создания

Сейчас дроны уже не считаются экзотикой, для кого-то это даже не роскошь, а что-то вроде игрушки. Не знаю, задумывались ли вы, кому в голову пришла идея разработки такой штуки, но лично я заинтересовался. Выяснилось, что над созданием прадедушки современного квадрокоптера корпел еще Никола Тесла. Правда, это был не летающий, а плавающий объект. Если уж совсем откровенно, это была лодка, но не простая, а первая в истории, которой можно было управлять дистанционно.

А в 1935 году появился первый беспилотный самолет. И «дроном» его окрестили еще в те времена, в шутку. Шум, исходящий от коптера, ассоциировался у изобретателей со звуком, который издает летающий шмель. На русский переводить название аппарата не стали, так он и остался дроном на всех языках.

Беспилотные аппараты в России

В 1960–80 в СССР были созданы Ла-17Р (разработка началась в 1959), Ту-123 «Ястреб» (сверхзвуковой дальний беспилотный разведчик), Ту-141 «Стриж» (1979–89), Ту-300 «Коршун». Разработка и испытания разведывательного БПЛА Ла-17Р завершились в 1963. Они показали, что машина, летая на высоте до 900 м, способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50–60 км от стартовой позиции, а с высоты 7000 м – объектов на удалении до 200 км. Скорость полёта составляла 680–885 км/ч. В 1960 началось разработка Ту-123 – цельнометаллического моноплана нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом. Хвостовое оперение состояло из трёх цельноповоротных рулевых поверхностей, ориентированных под углом 120° друг к другу и установленных на специальных наплывах, в которых размещались электрические рулевые машинки с водяным охлаждением. Фюзеляж состоял из шести секций. В носовой части размещалась разведывательная аппаратура массой 2800 кг. Носовая часть выполнялась спасаемой (на парашюте). Она соединялась с хвостовой частью четырьмя пневмозамками. Перед пуском БПЛА в автопилот вводилась заранее рассчитанная программа полёта. После старта разведчик летел в автоматическом режиме. На завершающем этапе полёта самолёт управлялся, как правило, в ручном режиме. Это позволяло точнее вывести аппарат в район посадки. Над выбранным местом подавались радиокоманды на выключение маршевого двигателя и выпуск тормозного парашюта. В 1964 система ДБР-1 «Ястреб» принята на вооружение ВВС Советской Армии (размах крыла – 8,41 м, длина – 27,84 м, высота – 4,78 м, максимальная взлётная масса – 35 610 кг, крейсерская скорость – 2700 км/ч, потолок – 22 800 м, максимальный радиус действия – 1400 км). Серийное производство БПЛА Ту-123 и других элементов системы продолжалось в Воронеже до 1972, всего было построено 52 экземпляра беспилотного самолёта-разведчика. В начале 1990-х построен оперативно-тактический многоцелевой дистанционнопилотируемый аппарат Ту-300, который проектировался уже не просто как разведывательный БПЛА, но и как носитель ракетного или бомбового вооружения. В ОКБ Яковлева разработан тактический БПЛА «Пчела-1Т» (первый полёт в 1986). Одна из последних разработок – тактический разведывательный комплекс «Типчак» (прошёл государственные испытания, но не принят на вооружение).

Ныне к основным задачам БПЛА относятся разведка, наблюдение и сбор информации, а также нанесение высокоточных ударов. Однако набор задач, которые могут решать военные БПЛА, гораздо шире, не говоря уже о гражданских применениях. Несмотря на достижения советского периода, сейчас развитие БПЛА в России значительно отстаёт от аналогичных программ стран НАТО. Практически не развивались специфичные технологии, применяемые при создании БПЛА (особенно в области систем управления). В то же время потребности в развитии беспилотной авиации стали ощущаться всё острее. В 2007 ОКБ «МиГ» и «Климов» представили ударный беспилотник «Скат», создаваемый с применением технологии малозаметности. В 2011 сообщалось, что на базе ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону) совместно с австрийской фирмой Schiebel налажено производство беспилотных вертолётов Schiebel Camcopter S-100 (российское наименование комплекса – БАК «Горизонт Эйр S-100»). Поступление в Вооружённые силы РФ первых разведкомплексов с БПЛА малой дальности российского производства «Орлан-10» началось в 2013. В 2014 сформирован первый отряд БПЛА «Форпост» на Тихоокеанском флоте. В 2012 завершились войсковые испытания малогабаритного разведкомплекса «Искатель» с беспилотными летательными аппаратами Т-4 российского производства. Комплекс «Искатель» состоит из базовой станции, которая размещается в рюкзаке, планшетного компьютера (на него транслируется изображение с камер беспилотников, он же служит консолью управления беспилотным летательным аппаратом) и двух аппаратов Т-4 массой 1,3 кг каждый. Беспилотники запускаются «с руки», продолжительность полёта аппарата – 40 мин. Оптимальную картинку местности аппарат передаёт с высоты 200 м, но способен подняться на высоту до 4 тыс. м, то есть работать в условиях горной местности. Беспилотник оснащён электрическим двигателем, размах крыла аппарата – 0,6 м. В 2015 в России был разработан для БПЛА свой собственный поршневой двигатель АПД-500, который может обеспечить полёт беспилотной машины на высоте более 6000 м, мощностью около 37 кВт, а его масса составляет 30 кг. Серийное производство двигателя планируется к концу 2017 – началу 2018.

Голуби войны

Как сообщили «Известиям» источники в ВПК, принято принципиальное решение об оснащении отечественных ударных беспилотных летательных аппаратов мощными и высокоточными планирующими бомбами 9-А-7759 «Гром». Испытания по сбросу их массогабаритных макетов с тяжелого стелс-БПЛА С-70 «Охотник» уже прошли.

А вот интеграция «снайперских» бомб на «Альтиусы» еще не завершена. В начале 2018 года Корпорация тактического ракетного вооружения успешно провела опытно-конструкторские работы по оценке возможности применения «Грома». Однако проблемы, связанные с временным закрытием проекта этого беспилотника и передачей его разработки от ОКБ имени Симонова на Уральский завод гражданской авиации, на время затормозили процесс.

БПЛА_1

Высокоточная планирующая бомба 9-А-7759 «Гром»

Фото: bmpd.livejournal.com

Имеющие дальность от 60 до 120 км «Громы» намного превосходят по досягаемости состоящие сейчас на вооружении отечественной авиации корректируемые авиабомбы. Даже при сбросе с больших высот они летят не более чем на 9 км. С планирующими боеприпасами беспилотники смогут наносить удары, не входя в зону действия ПВО противника.

— На дистанции 400–500 км от передовой, на которой может работать малозаметный стелс-БПЛА с планирующими бомбами, расположены такие цели, как стартовые позиции оперативно-тактических ракет, аэродромы, узлы связи, пункты управления, колонны командно-штабных машин, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский.

БПЛА_2

Ударный беспилотник «Охотник» (на втором плане) во время первого совместного полета с Су-57 на одном из испытательных аэродромов Минобороны России

Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ

Благодаря «Громам» беспилотники смогут уничтожать и объекты противника в оперативной глубине, в том числе позиции ракет средней и меньшей дальности, пояснил эксперт.

Средний дрон «Альтиус» будет способен нести не менее двух боеприпасов «Гром». Грузоподъемность тяжелого реактивного «Охотника» еще больше.

«Рейс»

Разработка нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолёта-разведчика Ту-143 началось в Советском Союзе с постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1968 года. Комплекс создавался на базе разработанного ранее БПЛА ВР-2 «Стриж», но в облегчённой и уменьшенной версии, и предназначался для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также для наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Государственные испытания «Рейс» прошёл в 1976 году и был принят на вооружение.

БПЛА был изготовлен по схеме «бесхвостка». В передней части фюзеляжа находилась аппаратура, в средней части — топливный бак, в задней — силовая установка. Самолёт серийно выпускался в двух вариантах: фоторазведчик с регистрацией информации на борту и в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того, самолёт-разведчик мог быть оборудован средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полёта на землю по радиоканалу.

aviation21.ru
Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат, был принят на вооружение в 1976 году.

Как можно убедиться, уже в 1976 году советские БПЛА могли вести телетрансляции с театров военных действий.

Комплексы «Рейс» объединялись в эскадрильи, на вооружение каждой из которых было 12 разведывательных БПЛА Ту-143, 4 пусковых установки, а также имелись средства подготовки, обеспечения старта, посадки и эвакуации, командный пункт, узлы связи, пункт обработки и дешифрирования развединформации и т.д.

Непосредственное боевое применение БПЛА обеспечивалось средствами стартовой позиции, в состав которой входили две машины на базе тягачей БАЗ-135МБ: самоходная пусковая установка СПУ-143 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143. С помощью СПУ-143 производились прицеливание и пуск самолёта-разведчика, с помощью ТЗМ-143 – транспортировка с места посадки и подготовки.

Разведывательные БПЛА Ту-143 состояли на вооружении СССР, Чехословакии, Ирака, Сирии, Болгарии, Румынии, применялись в Афганистане (1979-1989 гг.), Ливанской войне (1982 г.), в вооружённом конфликте на востоке Украины.

Война дронов

В 2020 году произошли два резонансных события, связанные с беспилотниками. В январе группа дронов напала на российскую военную базу Хмеймим в Сирии. Часть из них была уничтожена ЗРПК «Панцирь», часть обезврежена средствами радиоэлектронной борьбы. И если ранее боевики использовали коммерческие дроны-коптеры, то во время этой атаки применялись самодельные БПЛА самолетного типа, более сложные и способные нанести больший ущерб. Как сообщалось позже, российские военные регулярно отражают атаки беспилотников на свои сирийские базы.

Второй знаковый инцидент случился в Лондоне в декабре, когда два дрона на сутки заблокировали работу аэропорта Гатвик. Тогда пришлось отменить более тысячи рейсов, а хозяева беспилотников так и не были найдены. Минобороны Великобритании после этого случая обещало выделить около 2 млн фунтов стерлингов на борьбу с БПЛА.

Современные средства ПВО недостаточно эффективны против беспилотников, так как не обладают нужной скоростью и могут применяться только против крупных дронов. Обнаружение БПЛА с помощью обычных средств радиотехнической разведки также затруднено ввиду малых размеров беспилотников. Очевидно, что нужны новые специализированные устройства и методы борьбы.

Российские предприятия делают ставку на комплексы электромагнитного подавления, которые помогают обнаружить вредоносные дроны, идентифицировать их и вывести из строя.

Как долго дрон может находиться в воздухе

Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие — в два раза дольше. Основная причина этого — хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.

Дроны Eagle ВВС США

Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.

«Танки-поддавки»

Противник, безусловно, заметит приближение к его позициям подразделения мощных современных танков и будет стараться всеми силами их уничтожить, привлекая для этого самые различные огневые средства. Но этим самым он демаскирует и себя, и позволит в свою очередь нанести по нему сокрушающий удар. А эти «танки-поддавки» будет особо-то и не жалко. Тем более, они тоже могут пострелять по противнику, причем не на 5 км, как сейчас, а на все 20, 50, а то даже и 100 км — все это будет зависеть от типа заряжаемых в них дронов!

Так что, конечно, сложные, большие и дорогие, многофункциональные дроны из самых современных материалов… нужны! Они говорят об уровне развития науки и техники своей страны, и обладание ими — это сертификат на военную мощь наряду с танками, авиацией и ракетоносным подводным флотом. Но… не надо забывать и о том, что простейший боевой дрон из картонажной упаковки может быть сегодня изготовлен буквально в любом сарае. И он тоже может убивать!

Военные США создают «терминаторов»

Редактор: Ирина Гусакова, Куратор: Александр Артамонов