Беспилотные автомобили для начинающих

Содержание

“КБ Аврора” совместно с ГК «ГрузовичкоФ» готовят к выпуску “беспилотный” автомобиль

14 декабря 2015 года компания «КБ Аврора» сообщила о подписании соглашения с группой компаний «Таксовичкоф» и «ГрузовичкоФ» о совместной работе над созданием центра разработок беспилотных транспортных средств. Подробнее.

Авария беспилотного автомобиля Google

Беспилотный автомобиль от Google попал в серьезное ДТП, которое обошлось без жертв, но три сотрудника Google получили травмы. «Самоходный» гибридный кроссовер Lexus RX 450h подъезжал к перекрестку, когда движущиеся перед ним два автомобиля неожиданно начали тормозить, несмотря на разрешающий проезд сигнала светофора. Водители этих авто увидели затор после перекрестка и, несмотря на горящий «зеленый», не решились выезжать на пересечение улиц, чтобы не заблокировать движение на перекрестке. Автономный Lexus также затормозил. Водитель же ехавшей позади «гугломобиля» машины среагировать не успел и на скорости 27 км/ч врезался в Lexus. Позже выяснилось, что управлявший этой машиной мужчина даже не успел нажать педаль тормоза до момента удара.

КамАЗ: 300 млн рублей на беспилотное транспортное средство

В феврале 2015 года Cognitive Technologies и «Камаз» сообщили о начале совместного проекта, по итогом которого к 2020 году на базе автомобиля «Камаз» планируется создать беспилотное транспортное средство нового поколения.

На реализацию проекта государство в лице Минобрнауки выделило 300 млн руб. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы». Соответствующий конкурс ведомства Cognitive Technologies выиграла в 2014 году. Согласно его условиям, еще 90 млн руб. в проект вложит «Камаз».

Примечания

  1. Wikipedia: Беспилотный автомобиль
  2. Gurney, Jeffrey K. «Sue My Car Not Me: Products Liability and Accidents Involving Autonomous Vehicles», , Fall 2013.
  3. New Allstate Survey Shows Americans Think They Are Great Drivers – Habits Tell a Different Story
  4. Self-driving cars to jolt market by 2035
  5. Reliance on autopilot is now the biggest threat to flight safety, study says
  6. Will The Google Car Force A Choice Between Lives And Jobs?
  7. |Mass unemployment fears over Google artificial intelligence plans
  8. What If Your Autonomous Car Keeps Routing You Past Krispy Kreme?
  9. Mark Harris FBI warns driverless cars could be used as ‘lethal weapons’. theGuardian.com (16 July 2014).
  10. Patrick Lin The Ethics of Autonomous Cars. The Atlantic (October 8, 2013).
  11. Tim Worstall When Should Your Driverless Car From Google Be Allowed To Kill You?. Forbes (2014-06-18).
  12. «Водителя в автомобиле может и не оказаться» Руководитель автомобильной лаборатории «Яндекса» — о беспилотных машинах и их перспективах
  13. [http://www.m24.ru/articles/116817 Беспилотные такси могут появиться в Москве Подробнее:http://www.m24.ru/articles/116817?utm_source=CopyBuf]
  14. ИА REGNUM: На улицы Сингапура вышло первое в мире беспилотное такси
  15. Delphi, Mobileye Join Forces to Develop Self-Drive System
  16. Первая жертва автопилота. В США расследуют первое смертельное ДТП с Tesla на автопилоте
  17. MIT сделал тест на моральные дилеммы, с которыми столкнутся самоуправляемые автомобили
  18. Управление безопасности движения США готово рассматривать компьютер в качестве водителя
  19. Беспилотный автомобиль Google

.По материалам: TAdviser

Какие крупные технологические компании активно работают сегодня над автономным вождением

  • Google (США) cоздала проект автопилотирования Waymo.
  • Yandex (Россия) тестируют беспилотный автомобиль для сервиса Яндекс.Такси
  • IBM (США), которая не славилась разработками в области automotive, тоже пошла в беспилотный транспорт, создав совместно с Local Motors автономный микроавтобус Olli. 
  • Intel (США) купила израильскую компанию MobilEye, которая занимается созданием ИИ для транспорта. 
  • Tesla (США) внедрила Autopilot. 
  • General Motors (США) купила стартап Cruise и начала работать над созданием автономной службы такси в Сан-Франциско.
  • Ford (США) купила Argo для разработки автономной службы такси в Майами и Вашингтоне. 
  • Volkswagen (Германия) и Hyundai (Южная Корея) заключили сделку со стартапом Aurora для разработки полностью автономных служб такси.
  • Uber ATG (США) снова тестирует беспилотники и заключила сотрудничество с Toyota для создания системы безопасности.
  • Cognitive Pilot проект C-Pilot.

Четыре модуля централизованной архитектуры C-Pilot

Подробнее в большом обзоре автопроизводителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения для автономного транспорта на vc.ru.

Немного о том, что тормозит внедрение беспилотников в качестве заключения

Бюрократия

Поясним на одном из примеров из нашей практики (из интервью BBC Ольги Усковой): “Cognitive Technologies планировала выпустить грузовой беспилотник совместно с «Камазом», но все усилия утонули в чиновничьей бюрократии. Ничего не делается и на законодательном уровне. Множественные попытки сподвигнуть депутатов на созидательную работу не увенчались ничем”.

Законодательство

Законодательство – основная проблема, препятствующая массовому распространению беспилотных технологий. Коротко: в сфере российского законодательства не решено ни одной задачи и никакой системной работы в этой области не ведётся. В Европе тоже есть сложности в этом вопросе: например, Венская конвенция о дорожном движении гласит, что в каждом автомобиле должен быть водитель, который обязан управлять транспортным средством (подробнее здесь).

Хотя, некоторые подвижки в России таки есть. В ноябре 2018 российское правительство приняло постановление, разрешающее проведение испытаний беспилотников на дорогах общественного пользования в Москве и Татарстане в период с декабря 2018 по март 2022 для проверки возможности их эксплуатации и разработки технических требований. Продолжение следует?

А кто будет виноват, в случае ДТП с участием беспилотного авто в России?

Машина Яндекс.Такси со встроенным автопилотом на испытательном полигоне.

Так как автомобили с функцией автопилота пока ездят в тестовом режиме по дорогам России, этот вопрос ещё не обсуждался официально.

В то же время в Великобритании готовится проект «Vehicle Technology and Aviation Bill», в котором есть пункты касательно ДТП с участием беспилотного транспорта:

?? Если в момент оформления страхового полиса страховая компания была проинформирована о том, что транспортное средство будет использоваться в режиме автопилота, тогда она несет полную ответственность по застрахованному авто.

?? Если беспилотный автомобиль не застрахован, тогда в случае аварии ответственность будет нести автовладелец.

?? Если аварийная ситуация возникла по причине сбоя в программном обеспечении или оборудовании, тогда вина ложится на плечи компании-производителя.

?? Если авария стала следствием вмешательства автовладельца в ПО или собственник не выполнил указания производителя (например, не провел обновление программного обеспечения вовремя), тогда страховщик может взыскать страховую выплату с автовладельца.

Так что к появлению частных полностью беспилотных машин общество почти готово.

А против кто?

Но всё же у человечества пока нет единой политики в отношении к беспилотным автомобилям. И в каждой стране ситуация выглядит по-разному: кто-то активно развивает это направление будущего, а кто-то категорически против, усматривая в этом угрозу для людей. Так, например, в Китае запрещены тестирования беспилотников на общественных дорогах, хотя какое-то время такие машины очень часто пилотировали по автомагистралям страны. А в Швеции пошли еще дальше и совсем запретили беспилотные автомобили. И, по сути, сейчас нет ни одного государства, которое было бы готово к беспилотным автомобилям с законодательной или инфраструктурной точки зрения. Правда есть страны, среди них, например, США, которые несмотря на все «но», активно стремятся к появлению таких машин на дорогах общего пользования.

Происшествия код

  • Tesla Model S врезался в грузовик с выпирающей платформой, выше приборной панели. Причиной стала включенная система автоматического въезда в гараж, за рулём не было водителя.
  • В январе 2016 г. в КНР в провинции Хэбэй Tesla Model S с включенным автопилотом врезалась в уборочную машину, водитель Tesla Model S погиб. Возможно, густой смог помешал автопилоту распознать препятствие.
  • В мае 2016 г. во Флориде электромобиль Tesla Model S с включенным автопилотом врезался в фуру, которая пересекала перекресток, водитель электромобиля погиб. В Tesla полагали, что автоматика не успела распознать опасность из-за белого цвета прицепа грузовика на фоне яркого неба или из-за длинного свеса прицепа и большого дорожного просвета.

Первая смерть от беспилотного автомобиля | код

Первым человеком, погибшем от беспилотного автомобиля, стала . Она была сбита в марте 2018 года в Аризоне автомобилем Uber на базе внедорожника Volvo XC90. В салоне на момент происшествия находился водитель, но транспортное средство функционировало в режиме автопилота. Предварительное расследование показало, что автомобиль распознал пешехода, но не предпринял никаких действий, так как в программное обеспечение был заложен слишком высокий порог распознавания опасных объектов, с целью отсеивания срабатываний. Позднее из отчета национального совета по безопасности на транспорте США стало известно, что за 1,3 секунды до столкновения машина смогла определить, что необходимо использовать аварийные тормоза, однако сделать этого не удалось — данная система была отключена инженерами Uber’а с целью избежать конфликтов управления. При этом водитель, который сидел в Uber на случай непредвиденных ситуаций, отвлёкся от дороги (запустил в смартфоне сервис Hulu) и нажал на педаль тормоза уже после столкновения.

Но на этом не всё

Кроме уже упомянутых проектов «беспилотников под ключ», в России бурно развивается ниша систем для доработки существующего транспорта.

Эта область привлекает независимых разработчиков, поскольку не требует компетенций в проектировании автомобилей и производственной базы — роль шасси для систем управления играют серийные автомобили наиболее распространенных моделей.

В перспективе разработчики, не связанные с автомобильными производителями, имеют больше перспектив: адаптировать готовый программно-аппаратный комплекс проще и дешевле, чем интегрировать кабину или блок на специальном автомобиле.

Так, продукт StarLine одноименного НПО прошёл обкатку на ряде автомобилей и предлагается разработчикам в качестве готового продукта в тематике компьютерного зрения для интеграции в самые разнообразные системы.

Аналогичным образом распространяется проект Auriga, на раннем этапе развития представлявший собой инструмент разметки видео и стрима данных для машинного обучения. Сегодня он так же адаптирован для использования в беспилотных системах и представляет собой законченный продукт для интеграции в автомобили.

Команда УлГТУ в ходе конкурса проектов по автоматизации серийных образцов транспорта

Кроме профессиональных компаний, на территории России действует множество объединений и фанатских сообществ на базе тематических компаний, альянсов.

Среди них выделяются SmartVision Tomsk из альянса «Техническое зрение» и «Зимний город» МАДИ. Обе «команды» представляют собой ряд производственно-научных лабораторий высокого класса, дополненных фанатами из числа студентов.

Команда УлГТУ с 2011 года создаёт универсальную беспилотную платформу, используя базу грузовика «Газель NEXT» на механической трансмиссии с гидроусилителем. Разработка использует собственный блок машинного зрения и ориентации в пространстве, передавая управляющие сигналы на штатные педали и ручку переключения передач автомобиля, хотя для ряда задач задействует стандартную CAN-шине.

К их результатам приближаются

  • Innoteam из Иннополиса,
  • CVLRobotics Мосполитеха,
  • студенческая команда НГТУ,
  • «Альфа» от Ковровской технологической академии,
  • объединённый техцентр таганрогского НКБ Вычислительных систем и компании «Бортовые интеллектуальные системы»

Их системы пока существуют в виде конкурсных проектов — реализованных и отработанных. Продукты развиваются.

Кто знает, может быть одна из этих команд уже завтра станет поставщиком автопилотов всей России. А может быть, этим станет один из наших читателей?

iPhones.ru

Пока весь мир следит за успехами Tesla и обсуждает скандалы, связанные с её автопилотом (который, к слову, так и не заработал на обещанном Маском уровне), другие не стоят на месте

Каждый уважающий себя производитель автомобилей обратил внимание на пока ещё пустующую нишу. Не отстают и стартапы — новые имена появляются и исчезают ежегодно

Официально Россия находится в списке догоняющих. Но так будет не всегда: пока производителей подводит инфраструктура, а не разработчики. Что происходит в России с беспилотными…

Беспилотники или истребители?

В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях и даже тысячах километров от самого беспилотника. В этом основное преимущество БПЛА перед самолетом с летчиком.

Основные преимущества беспилотников

  • Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Государство не будет вызволять своего гражданина из неволи, что по политическим причинам может быть сложно и не всегда реально;
  • Терять беспилотники не так жалко, как истребители. Они дешевле реального истребителя почти в 20 раз: $5-6 млн против $100 млн за навороченный американский F-35. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. В России подготовка пилота военного самолета обходится в $3,4-7,8 млн и занимает 7-12 лет. Тогда как за навыки оператора беспилотника государство платит $200 тыс. и учится он год;
  • Экономия сил и топлива. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.

Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил и БПЛА эффективны лишь против стран, у которых практически отсутствует ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.

Основные недостатки беспилотников

  • БПЛА не могут самостоятельно принимать решения, они полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую дрону опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. Живой пилот же судит об опасности лично и моментально среагирует;
  • БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, которые умеют поглощать лучи РЛС, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО;
  • Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз. На большинство моделей не повесить, к примеру, мощные авиабомбы;
  • К минусам беспилотников относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень куда проще, чем в скоростную. Препятствием к полету может стать даже плохая погода.

История код

Автономные автомобили Navlab. NavLab 1 (крайний слева) разрабатывался с 1984 по 1986 гг. Navlab 5 (крайний справа), законченный в 1995 году, стал первым автомобилем, который автономно проехал от одного побережья США до другого.

Audi Aicon, концепт беспилотного автомобиля без элементов управления.

Эксперименты начались примерно с 1920-х годов, обещая создание беспилотных автомобилей уже в 1950-х. Первые беспилотные автомобили появились в 1980-х: в 1984 году проект Navlab (Университет Карнеги-Меллон) и ALМ, и в 1987 году проект Мерседес-Бенц и Eureka Prometheus Project от Военного университета Мюнхена (Bundeswehr University Munich).

Толчок развитию направления дала серия технологических конкурсов DARPA Grand Challenge — соревнования автомобилей-роботов, финансируемые правительством США, целью которых было создание полностью автономных транспортных средств. Впервые состязания прошли в 2004 году, за победу предполагался приз в $1 млн, победитель не был определён — ни одна из 15 команд не преодолела маршрут. В 2005 году победитель получил $2 млн.

Совсем, как человек

И всё же человеку всегда хочется создать что-то себе подобное, единомышленника, друга — отсюда все эти, созданные в последние годы роботы, имитирующие наш голос. Поэтому в компаниях Land Rover и Jaguar сразу решили не изобретать велосипед и не придумывать новых правил для беспилотных авто, а наоборот, поняли, что мозг бортового компьютера должен быть приближен к человеческому. Таким образом, человеку будут лучше понятны действия беспилотного автомобиля и довериться ему будет проще. Поэтому даже проводили специальные тесты, где смотрели на реакцию автолюбителей в разных дорожных ситуациях, для того, чтобы беспилотный автомобиль действовал всё же естественно, и казался надежным человеку.

Беспилотный общественный транспорт в мире

Больше всего во внедрении автономного общественного транспорта заинтересован Сингапур. В этом городе-государстве нет необходимости в дальних поездках, поэтому власти хотят, чтобы люди перестали владеть собственными автомобилями. Сингапур хочет прийти к тому, чтобы к 2040 году поездка на автономном транспорте или велосипедах занимала не более 45 минут. Водителям автобусов уже сейчас дается возможность освоить навыки контролирования безопасности беспилотного транспорта. Международная компания KPMG поставила Сингапур на первое место по готовности к беспилотному транспорту, так что там он явно появится раньше, чем в Москве и тем более других городах России.

Беспилотный автобус на улицах Сингапура

А вот в Норвегии беспилотный транспорт уже используется. Уже сейчас в городе Осло в тестовом режиме работает несколько беспилотных автобусов. Они двигаются со скоростью 20 километров в час, но в будущем их планируется ускорить. Также в аэропорту Осло можно работают автономные снегоочистители, которые каждый день убирают лед со взлетно-посадочных полос. И даже это еще все все: на севере страны есть горнодобывающие предприятия, в которых беспилотные грузовики преодолевают 5-километровый путь и доставляют тяжести из шахт на железнодорожные станции.

Беспилотный снегоочиститель в Норвегии

Не стоит забывать и о Калифорнии, где многие люди владеют автомобилями Tesla с автопилотом. В 2020 году Илон Маск хотел реализовать свою идею беспилотного такси, которая позволила бы людям просто заказывать автомобиль и указывать место, куда их нужно доставить. Только вот на данный момент систему автопилота Tesla жестко критикуют и запустить такой сервис очень затруднительно. Проблема была усугублена случаем, когда двое мужчин разбились на своей «Тесле» и в этой аварии, судя по всему, был виноват автопилот.

Также свой сервис такси развивает компания Waymo

В итоге получается, что первым делом мы должны увидеть беспилотные поезда, и только потом — такси, автобусы и другой общественный транспорт. Дело в том, что заставить поезд самостоятельно двигаться по рельсам гораздо проще, чем автомобиль по общественным дорогам. Помимо разработки надежного автопилота, на дороги придется нанести вспомогательные разметки, заметные издалека дорожные знаки и так далее.

Дороги дороги

«Представьте, что в Москве появились машины которые ездят строго по правилам дорожного движения не отступая от них ни на йоту. Как только мы выпустим даже самый совершенный беспилотник, в количестве трех машин в городской поток, случится блокировка той или иной улицы — рассказал «Известиям» автоэксперт Антон Чуйкин. Он рассказал, что у «Автодора» есть тестовый участок «умной» дороги, на котором тестируют технологии связи, датчики, с которых беспилотники смогут получать информацию о загруженности трассы.

Закон 257-ФЗ об автомобильных дорогах практически никак не регулирует «цифровизацию» трасс, да и процесс этот очень затратный. По данным ассоциации «Цифровая эра транспорта», для оснащения системами «умной» дороги участка протяженностью 100 км требуется от 0,7 млрд до 1 млрд рублей. Это при том, что ежегодные бюджетные вложения в строительство и ремонт всех дорог в стране составляют порядка 1 трлн рублей.

Беспилотник

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

«Власти с настороженностью смотрят на цифровизацию федеральных дорог на основе импортного программного обеспечения, считая, что нужно создавать свое. Это также затрудняет процесс. Ко всему прочему Минобороны отказалось передавать в коммерческую эксплуатацию частоты для связи 5G, на которой строится инфраструктура V2X для беспилотного городского движения — рассказал «Известиям» руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус» Владимир Максимов.

Как сертифицируются машины с автопилотом

Перед выходом на дорогу беспилотный автомобиль получает сертификацию о прохождении испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС).

Она представляет собой проверку исправности комплектующих. По сути, сертификация дублирует испытания, которые проходит любой автомобиль перед тем как выйти на рынок.

Глава направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук говорит, что этот процесс мало чем отличается от сертификации обычного автомобиля. Регуляторы проверяют преимущественно тормозную систему, стояночный тормоз, поворотники, фары, а к беспилотной технологии прямого отношения это не имеет.

Проверить искусственный интеллект на пригодность к вождению, по его словам, невозможно.

В свободной продаже автомобилей с беспилотным управлением в России в ближайшее время не будет. Все машины ездят в рамках тестов и испытаний.

Беспилотные прогнозы

Об ожиданиях от 2021 года эксперты говорят с осторожностью. Ярослав Федосеев рассказал ICT.Moscow, что массового коммерческого применения беспилотного транспорта в России в следующем году точно не ожидается

Однако на рубеже следующих пяти лет мы можем говорить о коммерческом применении высокоавтоматизированных транспортных средств. В частности речь идет о начале использования беспилотных транспортных средств в пассажироперевозках, грузоперевозках и уборке территорий в качестве ЖКХ-техники.

пресс-секретарь рабочей группы НТИ Автонет

Управляющий директор Сбербанка Владимир Авербах утверждает, что технология фактически уже готова, и для массового выпуска беспилотников осталось сделать не так много. Но потребуется помощь государства как законодательного регулятора.

Технология в странах-лидерах — США, Китае, России, Израиле — на 99% готова, и оставшийся 1% — самый сложный. Скорость внедрения сейчас целиком и полностью зависит от тестирования в полевых условиях: чем больше самоуправляемых машин в как можно большем количестве населенных пунктов будут «учиться» и обмениваться информацией друг с другом, тем быстрее мы получим беспилотное такси. Сейчас беспилотники ездят, например в Москве, с инженером-испытателем за рулем, так что дело за «малым» — регуляторикой, «песочницами», сертификацией и так далее. Если законодательство будет хоть немного поспевать за технологиями, Россия может стать одним из лидеров в сфере беспилотного транспорта.

управляющий директор и начальник центра исследования данных для государственных органов Сбербанка

Однако у людей все же нет уверенности в том, что беспилотники все же появятся в коммерческой эксплуатации в ближайшее время. Большинство опрошенных полгода назад ICT.Moscow респондентов прогнозировали, что беспилотники будут доступны пользователям не ранее чем через 3-5 лет, а почти треть сочли, что ждать придется даже до 2030 года.

Главный конкурент Сбербанка в России — Яндекс — тем временем напоминает, что компания уже готова приступить к запуску беспилотных автомобилей без страхующего водителя, правда пока в условиях небольшого города. Например, компания еще два года назад начала тестировать бесплатное беспилотное такси в Иннополисе, в том числе без водителя за рулем. Основной барьер в Яндексе видят тот же — отсутствие необходимой регуляторики, которая во многом обуславливает невысокие позиции России на мировом ландшафте автономного транспорта.

На текущий момент, в отличие от Китая и США, в России для этого нет регуляторных механизмов. Сейчас идет разработка законодательства в области автономного транспорта, и мы рассчитываем, что в наступающем году будут приняты прогрессивные меры, создающие благоприятную среду для дальнейшего развития технологии.

Яндекс Беспилотные Технологии

пресс-служба

Российские дроны на мировом рынке

Россия вышла на мировой рынок с полной линейкой своих беспилотных летательных аппаратов (БЛА), начиная от сверхлегких и заканчивая тяжелыми. На экспорт также будут продвигаться беспилотники вертолетного типа и мультироторные. Об этом рассказал глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев агентству «Интерфакс».

На данный момент Россия экспортирует ударно-разведывательные беспилотники «Орион-Э» класса MALE (Medium Altitude Long Endurance — класс средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета) и дрон-разведчик средней дальности «Орлан-10Е».

Будущее развитие авиации связано с беспилотниками, роботизированными комплексами и искусственным интеллектом, заявил накануне, 20 июля 2021 г. Президент России Владимир Путин на открытии Международного авиакосмического салона (МАКС) в Жуковском.

Россия выводит на мировой рынок военные беспилотники

В декабре 2021 г. «Интерфакс» сообщал о том, что к концу 2021 г. Минобороны получит на вооружение ударные дроны большой дальности с управляемыми ракетами и бомбами. «Их применение позволит наносить точечные удары не только по стационарным, но и по подвижным объектам противника», — заявлял замминистра обороны России Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда». Тогда же в декабре Криворучко говорил о заключительной стадии создания комплексов с беспилотниками различного класса, способными решать задачи в составе групп или «роев».