Бомбардировщик нортроп грумман b-2 «спирит»

«Мы смогли уничтожить «стелсы»

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что Spirit стал большим достижением конструкторской школы США. Самолёт получил необычную для своего времени аэродинамическую форму и множество автоматизированных систем управления. Однако проект не оправдал ожиданий Пентагона из-за огромных расходов и слабой боевой эффективности, считает аналитик.

«B-2 оказался неприлично дорогим. Но всё же его главный недостаток — невысокая боевая эффективность. В частности, самолёт-невидимка оказался уязвимым даже перед не очень современными истребителями и средствами ПВО. Его применение не может дать преимуществ, на которые традиционно рассчитывают американцы», — сказал Кнутов.

Также по теме

«Сможет вести разведку автономно»: какими возможностями будет обладать ударный беспилотник ВКС «Охотник»

В России впервые поднялся в воздух тяжёлый разведывательно-ударный беспилотный комплекс «Охотник». Об этом сообщили в Минобороны РФ….

Одним из первых тревожных звонков стало заявление лётчика ВВС США Ларри Нильсена о том, что В-2 виден на радаре истребителя МиГ-29. В 1990-е годы пилот участвовал в испытаниях советских самолётов, которые Соединённые Штаты получили из авиапарка бывшей ГДР. В интервью World Air Power Journal Нильсен сообщил, что Spirit может быть взят на прицел комплексом Н019 разработки «Фазотрон-НИИР» (Москва).

Сложно назвать удачным и боевое крещение В-2, которое состоялось на территории Сербии в 1999 году. Как утверждали югославские офицеры, 19 и 20 мая им удалось подбить два американских бомбардировщика. По словам сербских военных, «Дух Миссури» получил повреждение от зенитной ракеты под Белградом, а «Дух Вашингтона» упал на территории Хорватии.

«События, описанные в моей книге, показали, что даже с устаревшим русским оружием мы смогли уничтожить «стелсы» (аппараты с малой радиолокационной заметностью. — RT) и другие новейшие американские самолёты. В официальном документе, выданном мне югославской армией, указывается, что на личном счету моего дивизиона числятся уничтоженные F-117 и F-16, а также подбитый B-2», — рассказал в интервью «Российской газете» бывший офицер ПВО Югославии Джордже Аничич.

Однако американская сторона не признала потерь двух В-2 в 1999 году. На сегодня информация о выводе «Духа Миссури» и «Духа Вашингтона» из состава ВВС в документах Пентагона не фигурирует.

«Как бы то ни было, важно, что эти самолёты югославы обнаружили, причём советскими средствами ПВО. Скорее всего, В-2 были нанесены не катастрофические повреждения

Например, есть версия, что один из бомбардировщиков вынужденно приземлился на аэродроме в Хорватии. Позже американцы либо отремонтировали подбитые самолёты, либо списали их, но не стали объявлять об этом», — пояснил Кнутов.

  • B-2 Spirit наносит удар по наземным целям
  • Reuters

Собеседник RT полагает, что В-21 может повторить судьбу предшественника. В 2015 году Northrop Grumman получил от Пентагона контракт на $21,4 млрд. Но общая стоимость всей программы с учётом расходов на производство, по прогнозу Military.com, превысит $55 млрд. Кнутов полагает, что В-21 будет неспособен преодолевать рубежи российской ПВО, а его разработка и выпуск вновь потребуют чрезмерных затрат.

«В-21, как и другие невидимки, американцы будут использовать только против стран, у которых очень слабая ПВО. Вложения в этот проект вызваны раздуванием военного бюджета США, происходящим в последние годы. Но к тому моменту, когда американцы начнут эксплуатировать Raider, у России появятся новые ЗРК и средства радиолокации с фотонным локатором. Сейчас можно однозначно говорить, что перехват В-21 не станет сложной задачей для наших систем большой дальности С-400 и С-500 и, возможно, других средств ПВО», — резюмировал Кнутов.

B-2 стратегический бомбардировщик

Предпросмотр фотографий

Тактико-технические характеристики
стратегического бомбардировщика
B-2

В-2 выполнен по схеме «летающее крыло» и не имеет
вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся
щитки, установленные на концах крыла. Планер самолета построен в основном из
титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков с
бисмалеимидной и полиамидной матрицами, обладающими повышенной теплостойкостью
по сравнению с эпоксидными связующими. Основным несущим компонентом конструкции
служит однолонжеронный титановый кессон, расположенный в передней центральной
части корпуса и в примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся
углепластиковые консоли крыла, не имеющие сужения.

   Толщина монолитных титановых панелей кессона
достигает 23 мм. Ряд титановых элементов изготовлен с применением
сверхпластического формования и диффузионной сварки. Некоторые титановые панели
обшивки — самые длинномерные в американской авиации. Например, панели
промежуточных секций корпуса в зоне отсеков двигателей имеют размеры 0,31х3,66
м, в три раза большие по сравнению с ранее применявшимися. Консоли крыла, равные
19,8 м, — небывало длинномерные композитные конструкции.

   Форма В-2 в плане образована 12 прямыми
линиями, что позволяет сконцентрировать все отражения в горизонтальной плоскости
в нескольких основных узких секторах. Используется «четырехлепестковая» схема:
параллельные передние и задние кромки корпуса и кромки люков, створок ниш шасси
и отсеков двигателей, а также обечаек воздухозаборников формируют Х-образно
расположенные четыре основных сектора отражения (по два сектора с передней и
задней полусфер). С боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет
прямых линий и плоских поверхностей. Носок крыла имеет внутреннюю шиловидную
радиопоглощающую конструкцию с сотовым заполнителем, используются
радиопоглощающие покрытия. Передняя кромка корпуса острая, без изломов, ее
стреловидность — 33°. Задняя кромка имеет форму двойного W, внешняя точка излома
находится примерно на полуразмахе. Крыло имеет сверхкритический профиль.

   Четыре двигателя установлены попарно по обеим
сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения
радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Этому же
способствует организация изотропного рассеяния падающих волн благодаря плавному
сопряжению элементов конструкции и минимальному числу выступающих элементов.
Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение
имеют внутреннее расположение.

   Экипаж — два человека, размещающихся в
герметической кабине. Рабочее место каждого оснащено полным комплектом органов
управления. В кабину поднимаются по складной лестнице через отсек передней
стойки шасси. В отсеке шасси находится кнопка запуска двигателей и включения
основных
бортовых систем, использующихся при взлете по тревоге. Остекление
кабины из четырех многослойных панелей обеспечивает обзор в горизонтальной
плоскости 200°. Панели имеют слой с фотореакционной способностью и становятся
светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее
покрытие остекления не дает пройти через него радиолокационному излучению.
Летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках.

   Топливные баки находятся в консолях крыла и
хвостовых частях промежуточных секций корпуса. Сверху фюзеляжа за кабиной
экипажа расположен приемник системы дозаправки топливом в полете от самолетов
К-135 и КС-10.

   Система управления полетом
электродистанционная цифровая квадруплексная с быстродействующими приводами.
Имеет четыре вычислителя и сохраняет работоспособность при двух отказах. Система
воздушных сигналов малозаметная, с 20 датчиками давления.

   В комплекс бортового оборудования входит
навигационная подсистема NSS, включающая инерциальный блок IMU фирмы Кирфотт,
связанный с астроинерциальным блоком AIU фирмы Нортроп. Есть восемь
многофункциональных цветных индикаторов на ЭЛТ — по четыре для каждого летчика. 

  На самолетах серии 20 будет установлена
спутниковая навигационная система.

Характеристики
стратегического бомбардировщика В-2:

Размах крыла — 52,43 м.

Длина самолета — 21,03 м.

Высота самолета — 5,18м.

Площадь несущей поверхности — 477,52 м2.

Масса пустого самолета — 56700 кг.

Масса топлива — 74845 кг.

Взлетная масса — 181440 кг.

Тип двигателя — ТРДД Дженерал Электрик
F-118-GE-110.

Максимальная скорость — 950—1010 км/ч.

Практический потолок — 15240 м.

Практическая дальность — 18530 км.

Вооружение: 20 бомб В-61 общей массой 6360 кг или
16 В-83 общей массой 17420 кг.


















История проекта В-2

История создания тяжёлого бомбардировщика берет свое начало с 1979 года с программы АТВ (Advanced Technology Bomber). В то время свой пик набрала «холодная война» между США и СССР. На этот период попали выборы в США, в которых Р. Рейган обещал восстановить американские вооружённые силы. В августе 1980 года министерство обороны заявило о намерении создать целый ряд малозаметных перспективных самолетов,  в составе которого присутствовала программа АТВ.

По итогам предварительного оценивания конкурс на разработку нового бомбардировщика выиграли две команды: Lockheed Rockwell и Northrop Boeing. Обе они получили достаточное финансирование и контракт на исследование. В конце октября 81 года победила команда Northrop Boeing.

Предложенный проект получил кодификацию В-2 с обозначением «Spirit». В середине 80-х годов возникла заминка с дизайном самолета, что задержало начало летных испытаний на 2 года и повлекло увеличенное финансирование на 1 миллиард долларов. К 1989 году по подсчетам специалистов на проект нового малозаметного бомбардировщика в целом потратили 23 миллиарда долларов.

Первый прототип собрали на заводе ВВС №42 в Калифорнии, там же его и продемонстрировали общественности. А в июле состоялся его первый публичный полет.

Из-за огромной дороговизны построили всего 21 экземпляр В-2. Практически все они названы именами американских штатов. Последний, «Дух Америки», под бортовым номером 82-1066 приняли на вооружение 14 июля 2000 года.

Первый самолет-невидимка

В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам. К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.


Персидском заливе,

На вооружении

20 бомбардировщиков по состоянию на конец 2019 г.

19 самолётов B-2s (первоначально 20, один разбился) приписаны к авиабазе Уайтмен (Whiteman), штат Миссури, и числятся в штате 509-го бомбового авиакрыла 8-й воздушной армии Командования глобального удара ВВС (AFGSC). Это подразделение является единственной в США постоянно действующей (активной) эскадрильей самолётов B-2. Ещё один самолёт В-2 приписан к 412-му испытательному крылу Командования материальной части ВВС (AFMC) на авиабазе Эдвардс для оценочно-испытательных работ.

Все остальные авиационные подразделение, летающие либо летавшие на В-2, собственных бомбардировщиков — не имеют.

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик Дуглас SBD «Даунтлесс»

Маломощный, уязвимый, с недостаточной дальностью и неспособный лететь продолжительное время, SBD «Донтлесс» (Dauntless — «бесстрашный») справедливо заслужил его унизительные прозвища. Но, тем не менее, он был участником победоносной войны, сыгравшим важнейшую роль в ранних сражениях на Тихом океане и отправивший на дно больший тоннаж японских кораблей, чем любой другой самолет. Пикирующий бомбардировщик повернул ход войны в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года. Причины такого успеха для специалистов неочевидны: самолет имел низкую тяговооруженность, обеспечивающую лишь более или менее удовлетворительные значения скороподъемности и маневренности; система вооружения работала со сбоями, и время от времени под-фюзеляжная бомба калибра 227 кг бесполезно падала в море.

Стартовав с авианосных групп адмирала Честера Нимица для поиска авианосцев адмирала Ямамото, они выработали топливо и в сумерках вышли на пределы дальности и автономности, когда, наконец, натолкнулись на вражеский флот и атаковали его. Лейтенант-командор К. Уайд МакКласки (С. Wade McClusky), коммандер (капитан 3-го ранга) Макс Лесли и другие летчики «Донтлессов» из эскадрилий VS-5 и VB-3 с авианосца «Йорктаун», VS-6 и VB-6 с авианосца «Энтерпрайз», VS-8 и VB-8 с авианосца «Хорнет» потеряли 40 из 128 пикирующих бомбардировщиков.

Демонстрационный полет сохранившегося до наших дней пикирующего бомбардировщика Второй мировой войны «Douglas» SBD/A-24 «Dauntless»

Недостатки невидимки

Широкие слои американских военных и конгрессменов попросту обманываются в наилучших ожиданиях. Не все люди имеют познания в области радиотехники, а тем более в явлении дифракции электромагнитного излучения. Перед ними выступали лекторы с идеей создания невидимого бомбардировщика, ученые наперебой обещали создание такого самолета уже сегодня и заразили этой мыслью множество людей.

Но результативность идеи оказывается несколько сомнительной, полученная площадь рассеивания летательного аппарата остается в диапазоне от 0,0015 до 0,1 м2. Эта характеристика намного превосходит показания, например, истребителя, у которого ЭПР составляет 3-4 м2. На первый взгляд, площадь рассеивания находится в выгодном диапазоне.

Но уменьшенное ЭПР бомбардировщика не становится критическим показателем его невидимости. Снижение рассеивания является эффективным только для пролета над устаревшими моделями ПВО. Современные модификации радаров способны разглядеть самолет с такой областью рассеивания на расстоянии до десяти-двадцати километров.

Плоские формы, отсутствие вертикальных линий и хвостового оперения приводит к невозможности оставаться на выбранном курсе, и это требует установки дорогостоящего электронного управления.

Возникли практические проблемы с инфракрасным излучением, несмотря на совместные усилия инженеров и ученых. Они стараются расположить двигатели сверху самолета, изменяют выходные отверстия сопел для ускоренного охлаждения продуктов сгоревшего топлива. Это дает свои результаты, но идеального сокрытия реактивного раскаленного выхлопа не получается.

Свидетельства очевидцев на всевозможных современных выставках говорят о том, что через зрачок тепловизора самолет очень заметно просвечивается и хорошо различим. Аппарат может увидеть противник, в таком случае B-2 (бомбардировщик) обречен на уничтожение.

История создания B-2 Spirit

Создание тяжелого бомбардировщика началось в 1979 году по программе «Advanced Technology Bomber» (ATB). Холодная война шла полным ходом, и в ходе предвыборной кампании в 1979—1980 годах Рональд Рейган обещал восстановление американских вооружённых сил. 22 августа 1980 года министерство обороны США открыто объявило, что ведутся работы по созданию перспективных малозаметных самолётов, включая проект «ATB».

После оценки проектов, конкурс ATB был сокращён до двух команд — Northrop/Boeing и Lockheed/Rockwell, каждая команда получила заказ на дальнейшие исследования. Проект «ATB» финансировался под кодовым названием «Aurora». 20 октября 1981 года команда Northrop/Boeing была определена победителем в конкурсе проектов.

Проект Northrop получил обозначение B-2 с именем «Spirit». Проект самолёта был изменён в середине 80-х годов, что задержало первый полёт на два года и заставило потратить ещё 1 млрд долларов США на программу разработки. К 1989 году на разработку бомбардировщика было потрачено в общей сложности 23 млрд долларов США.

Впервые B-2 был показан общественности 22 ноября 1988 года на заводе ВВС № 42 в Палмдейле, Калифорния, где он и был собран. Первый публичный полёт состоялся 17 июля 1989 года.

Фон

Первая мировая война и Вторая мировая война

Линке-Хофман RI прототип. Экспериментальный немецкий бомбардировщик времен Первой мировой войны, покрытый прозрачным укрывным материалом (1917–1918 гг.)

Во время Первой мировой войны немцы экспериментировали с использованием целлона ( ацетата целлюлозы ), прозрачного покрывающего материала, пытаясь уменьшить заметность военных самолетов . Одиночные примеры Fokker E.III Eindecker истребитель моноплан , в Albatros CI двухместной наблюдения биплана , и Линке-Хофман Р.И. прототип тяжелого бомбардировщика были покрыты Cellon . Однако это оказалось неэффективным и даже контрпродуктивным, поскольку солнечный свет, падающий из-под покрытия, делал самолет еще более заметным. Также было обнаружено, что материал быстро разлагается как под действием солнечного света, так и при изменении температуры в полете, поэтому попытка сделать самолет прозрачным не была продолжена.

В 1916 году британцы модифицировали небольшой дирижабль класса SS для ночной воздушной разведки над немецкими позициями на Западном фронте . Оснащенный двигателем с глушителем и черным газовым баллоном, корабль был невидим и неслышен с земли, но несколько ночных полетов над территорией, удерживаемой немцами, не дали полезной информации, и от этой идеи отказались.

Почти три десятилетия спустя, Horten Ho 229 летающее крыло истребитель-бомбардировщик , разработанный в нацистской Германии в последние годы Второй мировой войны оказались иметь некоторые стелс характеристики из — за отсутствия вертикальных поверхностей (ключевая характеристика всех скрытности самолетов плюс присущего функции всех летающих самолетов, таких как Ho 229). Испытания, проведенные в 2008 году корпорацией Northrop-Grumman Corporation, показали, что форма самолета делала Ho 229 практически невидимым для первичных сигналов высокочастотного диапазона 20–30 МГц британской РЛС раннего предупреждения Chain Home , при условии, что самолет был движение с высокой скоростью (примерно 550 миль в час (890 км / ч)) на очень малой высоте — 50–100 футов (15–30 м). Несмотря на это, Ho 229 никогда не задумывался как самолет-невидимка.

Современная эра

Впервые создание современных малозаметных самолетов стало возможным, когда Денис Оверхолзер, математик, работавший в Lockheed Aircraft в 1970-х годах, применил математическую модель, разработанную советским ученым Петром Уфимцевым , для разработки компьютерной программы под названием Echo 1. Echo позволило предсказывать радар. подпись самолета сделана из плоских панелей, называемых гранями. В 1975 году инженеры Lockheed Skunk Works обнаружили, что самолет, сделанный с гранеными поверхностями, может иметь очень низкую радиолокационную заметность, потому что поверхности будут излучать почти всю радиолокационную энергию в сторону от приемника. Lockheed построил пилотируемый демонстрационный самолет Lockheed Have Blue , получивший прозвище «Бриллиант безнадежности», как отсылку к знаменитому алмазу Надежды , форме конструкции и предсказанной нестабильности. Поскольку были доступны современные компьютеры для управления полетом самолета, который был разработан для малозаметности, но аэродинамически нестабилен, такого как Have Blue, конструкторы впервые осознали, что можно создать самолет, который был бы практически невидимым для радаров.

Уменьшенное поперечное сечение радара — это только один из пяти факторов, которые разработчики учли для создания по-настоящему незаметной конструкции, такой как F-22. F-22 также был разработан так, чтобы скрыть свое инфракрасное излучение, чтобы его было труднее обнаружить с помощью инфракрасных самонаводящихся («тепловых») ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух». Дизайнеры также позаботились о том, чтобы самолет был менее заметен невооруженным глазом, контролировал радиопередачу и подавлял шум.

Первое боевое применение специального самолета-невидимки произошло в декабре 1989 года во время операции Just Cause в Панаме . 20 декабря 1989 года два самолета F-117 ВВС США бомбили казармы Панамских сил обороны в Рио-Хато, Панама. В 1991 году F-117 получили задание атаковать наиболее сильно укрепленные цели в Ираке на начальном этапе операции «Буря в пустыне» и были единственными самолетами, которым разрешено летать в пределах города Багдада.

Концепция «невидимки»

Лишь сорок лет спустя авиаконструкторы вновь вернулись к идее «летающего крыла». Ее создатель, Джек Нортроп, умер в 1981 году, он так не увидел ее воплощения в металле.

Кроме очевидных аэродинамических преимуществ, которые давало использование этой схемы, подобная конструкция обладала еще одним важнейшим достоинством: низкой заметностью для радаров.

Ее задачей стало уменьшение радиолокационной заметности самолетов и вертолетов, разработки шли по двум направлениям: поиск конструкции планера, которая бы минимально отражала сигналы радаров и применение особых радиопоглощающих материалов. Вскоре выяснилось, что для уменьшения радиолокационной заметности самолет не должен иметь выступающих частей, его фюзеляж плавно соединяться с крыльями, а киль желательно убрать вовсе. Под это описание прекрасно подходит самолет, выполненный по схеме «летающее крыло».

В-2 относится к третьему поколению самолетов «стелс». Первое поколение – это SR-71, представителем второго является F-117. Этот бомбардировщик нельзя назвать полностью невидимым, но значительное снижение эффективной площади рассеивания (ЭПР) делает эту машину малозаметной и значительно снижает ее уязвимость.

У В-2 отсутствует вертикальное оперение, планер имеет скругленную форму, нет никаких выступающих деталей: двигатели, вооружение, топливные баки – все это убрано внутрь корпуса. В конструкции самолета широко применены композитные материалы, корпус покрыт особым составом, который имеет аббревиатуру RAM. Он состоит из нескольких видов углепластиков и имеет высокий уровень поглощения радиоволн. Фонарь кабины пилотов покрыт тонким слоем золота, что помогает рассеивать сигналы радаров, и защищает экипаж от светового излучения ядерного взрыва.

Точное значение ЭПР бомбардировщика В-2 засекречено, но считается, что оно составляет 0,0014 м² до 0,1 м².

Кроме того, конструкторы позаботились и об уменьшении заметности самолета в тепловом диапазоне: реактивные струи его двигателей также экранируются.

Система управления в самолете

Бомбардировщик B-2 оснащен дополнительным электрическим управлением на дистанции, которое представляет собой цифровую систему, квадрадуплексную с элементами быстрого реагирования. Автоматическое управление содержит в своем составе четыре вычислительных блока и остается в работоспособном состоянии при выходе из строя двух из них. Воздушная сигнальная система содержит 20 датчиков снятия показаний давления, что делает ее малозаметной.

Американский бомбардировщик B-2 в комплексе бортового оборудования имеет подсистему навигации класса NSS. Молниеносное реагирование на изменение ситуации в полете осуществляется двумя взаимосвязанными электронными блоками: IMU (инерциальным) и AIU (астроинерциальным). Каждый из пилотов наблюдает за 4 индикаторами многофункционального действия.

Лётно-технические характеристики[править]


Габаритный чертёж бомбардировщика B-2

Технические характеристикиправить

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 20,90 м
  • Размах крыла: 52,12 м
  • Высота: 5,10 м
  • Площадь крыла: 460 м²
  • Масса:пустого: 71700 кг
  • нормальная взлётная масса: 152600 кг
  • максимальная взлетная масса: 171000 кг
  • масса топлива: 73000 кг
  • масса полезной нагрузки: до 22730 кг (до 27000 кг после модернизации )

Нагрузка на крыло:при максимальной взлётной массе: 372 кг/м²

при нормальной взлётной массе: 332 кг/м²

Двигатель:тип двигателя:

модель: «General Electric F118-GE-100»

тяга: максимальная: 4 × 7700 кгс

масса двигателя: 1452 кг

Тяговооружённость:при нормальной взлётной массе: 0,20 кгс/кг

при максимальной взлётной массе: 0,18 кгс/кг

Лётные характеристикиправить

  • Максимальная скорость: 1010 км/ч (М=0,95)
  • Крейсерская скорость: 900 км/ч (М=0,85)
  • Дальность полета:максимальная: 11100 км
  • боевой радиус: 5300 км

Продолжительность полёта: до 6,5 ч

Практический потолок: 15240 м

ЭПР: по некоторым данным, от ~0,0014 до ~0,1 м²

Вооружениеправить

  • Боевая нагрузка: до 22 730 кг (до 27 000 кг после модернизации)
  • Ядерное оружие: 16 х В61-11 (340 килотонн)или 16 х B83 (1,1 мегатонн)или 16 х AGM-129 ACMили 16 х AGM-131 SRAM II
  • Обычные бомбы: 80 х Mk.82или 16 х Mk.84или 36 кассетных бомб х CBU-87/CBU-89 GATOR
  • Высокоточное оружие: 8 х GBU-27или AGM-154 JSOWили 12 х JDAM
  • Крылатые ракеты: 16 х AGM-158 JASSM

Сравнение B-2 с аналогамиправить

Ту-160 Ту-95 XB-70 Valkyrie B-1A B-1B B-2 B-52
Внешний вид

Максимальная взлётная масса, т 275 172,0 246 176,8 216,4 171 229
Максимальная боевая нагрузка, т 45 20 29,4 34 34 (+22,7 на внеш. подвеске) 27 22,7
Максимальная скорость, км/ч 2 230 882 3 309 2 300 1 328 1,010 957
Боевой радиус, км 7 300 6 500 6 900 5 543 5 300 7 210
Дальность с боевой нагрузкой, км 10 500 12 100 н/д 9 817 12 000 н/д н/д
Максимальная дальность, км 14 500 15 000 н/д 13 500 11 100 16 090
Рабочий потолок, м 21 765 11 900 23 600 18 900 18 290 15 000 16 765
Совокупная тяга двигателей, кгс 100 000 48 000 76 200 55 400 31 300 61 680
Применение технологий снижения заметности частично нет нет нет частично да нет
Количество самолётов в строю 16 68 нет н/д (произведено 4) 64 19 62

Разработка B-2 Spirit

Разработка B-2 Spirit началась в самый разгар холодной войны, в 1979 году. Программа создания бомбардировщиков с пониженной радиолокационной заметностью называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB). В ней приняли участие гиганты американской авиакосмической промышленности: Northrop, Boeing, Lockheed, Rockwell. Победителем конкурса стала тандем Northrop и Boeing, а проект самолета, над которым они работали, получил обозначение В-2 Spirit.

Новый бомбардировщик был создан по схеме «летающее крыло» и своим внешним видом разительно отличался от американских «стратегов» В-1 и В-52. Однако история создания самолетов с подобной схемой началась для компании Northrop Corporation гораздо раньше.

Основатель фирмы Джек Нортроп был отличным авиационным конструктором, он еще в 20-е прошлого столетия размышлял над преимуществами, которые получат самолеты, выполненные по схеме «летающее крыло». Летательные аппараты, построенные по такой схеме, имеют более высокие летно-технические характеристики, по сравнению с обычными самолетами. Конструкция без фюзеляжа и хвостового оперения может обеспечить летательному аппарату увеличение грузоподъемности, дальности полета и скорости.

К практическому воплощению своих замыслов конструктор смог приступить только через двадцать лет: в начале 40-х годов американские военные заинтересовались созданием бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. Первое «летающее крыло» поднялось в воздух в 1946 году. Однако вскоре выяснилось, что уровень развития техники тех лет недостаточен для решения множества проблем, которые возникли сразу после начала эксплуатации машины. В 1948 году экспериментальный самолет потерпел катастрофу и после этого программу закрыли.

Примечания[править | править код]

  1. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2020. Архивировано 9 июня 2020 года.
  2. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  3. PASSIVE MULTISTATIC RADARS IN ANTI-STEALTH AIR DEFENCE. By Lieutenant Colonel Paul E. Hudson, BSc, CD1 // Canadian Forces College (англ.) (недоступная ссылка)
  4. B-2A Spirit (Проверено 5 июня 2013)
  5. Radar cross section: The measure of stealth // Military Embedded Systems
  6. 123 Program Acquisition Costs by Weapon System. Department of Defense Budget for Fiscal Year 1993. — January 29, 1992. — P. 22 — 124 p.
  7. «Air Force names final B-2 bomber ‘Spirit of America’.» fas.org , 14 July 200. Retrieved 16 June 2010.
  8. B-2 Spirit (fas.org)
  9. Pace 1999, p. Appendix.
  10. «B-2.» fas.org . Retrieved 16 June 2010.
  11. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: США восстановили повреждённый пожаром бомбардировщик B-2
  12. «Northrop Grumman Adding Mobile Targets to B-2 Bomber Capabilities.» Northrop Grumman , 7 February 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  13. «B-2 radar modernization program contract awarded.» US Air Force , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  14. «USAF Awards B-2 Radar Upgrade Production.» (недоступная ссылка с 14-08-2013 — история ,копия )Aviation Week , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  15. 123 Mayer, Daryl. Northrop Grumman and USAF Verify Proper Fit of 30,000lb Penetrator Weapon on B-2 Bomber Архивировано 21 августа 2009 года.defpro.com , 22 July 2009. Retrieved: 13 September 2009.
  16. Бомбардировщик B-2 избавят от 20-летней неполадки
  17. Бомбардировщик B-2 завершил испытания над Северным полюсом
  18. Бомбардировщики B-2 получили новые радары
  19. 123 B-2 SPIRIT (af.mil)
  20. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  21. GlobalSecurity.org — B-2 Production (англ.).
  22. Myers, Dominique (2002), Acquisition Reform-Inside The Silver Bullet, Acquisition Review Journal Т. IX, no. 2 (Fall 2002): 312–322, <https://www.dau.mil/pubs/arq/2002arq/MyersFL02.pdf>. Проверено 1 сентября 2007. Архивная копия от 26 сентября 2007 на Wayback Machine
  23. Air Force Magazine — Bombers over Libia (англ.). Архивировано 3 июня 2012 года.
  24. Wired Magazine — Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed (англ.). Архивировано 3 июня 2012 года.
  25. ВЗГЛЯД / Разбился уникальный самолет (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 23 февраля 2008. Архивировано 6 ноября 2014 года.
  26. Лента новостей — PDA.AVIA.RU — Авиационные новости
  27. 12 23 февраля 2008 года: капельки воды привели к трагедии Архивировано 3 февраля 2014 года.
  28. When You’ve Only Got 20 B-2 Bombers
  29. The $105M resurrection of a B-2 stealth bomber
  30. Northrop Grumman — B-2 Spirit Weapons (англ.). Архивировано 3 июня 2012 года.
  31. 12 Летно-технические характеристики Ту-95
  32. 123 Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ. 1996. — 272 с. Том 1. С. 68 ISBN 5-89327-004-5
  33. North American Aircraft Rockwell International: B-1B — Книга фактов, с. 12, таблица A-1a. (англ.). Архивировано 24 июня 2012 года.
  34. Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, с. 85/111, таблица А-1 (англ.). Архивировано 24 июня 2012 года.
  35. Национальный музей ВВС США: NORTH AMERICAN XB-70 VALKYRIE — Страница фактов (англ.). Архивировано 28 ноября 2012 года.
  36. Национальный музей ВВС США: B-1B LANCER — Страница фактов.
  37. «Tu-160 Blackjack (Tupolev).» globalsecurity.org. Retrieved 3 August 2009.
  38. Ту-160
  39. B-1B (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2020. Архивировано 2 апреля 2020 года.
  40. 123The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 40, 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  41. The Military Balance 2010. p.-40
  42. Mehuron, Tamar A., Assoc. Editor. «2007 USAF Almanac — Equipment.» Архивировано 1 декабря 2007 года. AIR FORCE MAGAZINE , Journal of the Air Force Association, Vol. 90, Issue 5, May 2007,p. 62. ISSN: 0730-6784.

Производство B-2 Spirit

Всего построен 21 самолёт B-2 Spirit. Почти все они названы в честь американских штатов.

Бортовой номер Собственное имя Принят на вооружение Примечания
82-1066 Дух Америки 14 июля 2000 года Прототип. Совершил первый полёт 17 июля 1989 года.
82-1067 Дух Аризоны 4 декабря 1997 года  
82-1068 Дух Нью-Йорка 10 декабря 1997 года  
82-1069 Дух Индианы 22 мая 1999 года  
82-1070 Дух Огайо 18 июля 1997 года  
82-1071 Дух Миссисипи 23 мая 1997 года  
88-0328 Дух Техаса 21 августа 1994 года  
88-0329 Дух Миссури 31 марта 1994 года Первый бомбардировщик B-2, принятый на вооружение.
88-0330 Дух Калифорнии 17 августа 1994 года  
88-0331 Дух Южной Каролины 30 декабря 1994 года  
88-0332 Дух Вашингтона 29 октября 1994 года Серьёзно поврежден в пожаре. Восстановлен.
89-0127 Дух Канзаса 17 февраля 1995 года Разбился 23 февраля 2008 года, была авиакатастрофа на Гуаме.
89-0128 Дух Небраски 28 июня 1995 года  
89-0129 Дух Джорджии 14 ноября 1995 года  
90-0040 Дух Аляски 24 января 1996 года  
90-0041 Дух Гавайев 10 января 1996 года  
92-0700 Дух Флориды 3 июля 1996 года  
93-1085 Дух Оклахомы 15 мая 1996 года  
93-1086 Дух Китти Хоука 30 августа 1996 года Назван в честь родины Братьев Райт и представляет штат Северная Каролина.
93-1087 Дух Пенсильвании 5 августа 1997 года  
93-1088 Дух Луизианы 10 ноября 1997 года

Аварии и катастрофы

Упавший B-2 Основная статья: Катастрофа B-2 Spirit на Гуаме

По официальным данным США, к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум лётчикам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.

В феврале 2010 года ещё один В-2 (серийный номер 88-0332, «Дух Вашингтона») серьёзно пострадал в результате возгорания в моторном отсеке при запуске двигателей на той же авиабазе Андерсен. Повреждённый самолёт находился в ремонте почти 4 года и вновь поднялся в небо только 16 декабря 2013 года. Общая стоимость восстановительных работ превысила 105 миллионов $.