Майя (письмо)

Введение

Иероглифы майя в музее Паленке, Мексика

Письменность майя (иероглифы майя) — система письма, использовавшаяся цивилизацией майя — крупнейшей цивилизацией доколумбовой Месоамерики.

Самые ранние надписи относятся к III веку до н. э. Письмо непрерывно использовалось до прибытия в XVI веке н.э испанских конкистадоров, а в некоторых изолированных районах, например, в Тайясале, некоторое время после этого.

Письменность майя представляла собой систему из словесных и слоговых знаков. Термин «иероглифы» в отношении письменности майя был применен европейскими исследователями 18-го и 19-го столетия, которые, не понимая знаков, находили их похожими на египетскую иероглифику.

Он проник в тайны древних цивилизаций

Исполнилось 95 лет со дня рождения петербургского историка, этнографа и лингвиста Юрия Кнорозова. Помимо узких специалистов, его мало кто знает в России. Однако он был великим ученым, награжденным высшими орденами иностранных государств. В Гватемале его считали чуть ли не богом, он был единственным русским, которому в далеком Мехико установлен памятник. Но в городе, где он работал, ему нет даже мемориальной доски…

Родился Юрий Валентинович в семье русских интеллигентов, в поселке под Харьковом в ноябре 1922 года. В детстве великолепно играл на скрипке, писал стихи и проявлял большие способности к рисованию, изображал предметы с фотографической точностью. Окончил 7 классов железнодорожной школы, а потом рабфак. По воспоминаниям друзей, в юности Кнорозов получил сильный удар по голове крокетным шаром. В результате — сотрясение мозга, чудом удалось сохранить зрение. В шутку он потом говорил, что его лингвистические способности – результат этой травмы, а потому будущих дешифровальщиков древних письменностей следует «лупить по башке — дело только в правильном методе».

Перед войной Кнорозов закончил два курс исторического факультета Харьковского университета. Почти всю стипендию тратил на книги, а потом у всех одалживал на еду, питаясь хлебом и водой. Но тут грянула война. Кнорозов был признан невоеннообязанным по состоянию здоровья и в сентябре 1941 года его направили в Черниговскую область на строительство оборонительных сооружений, он оказался в оккупации. После освобождения этих территорий Красной армией вновь был признан негодным к военной службе из-за крайней степени дистрофии. Осенью 1943 года Кнорозов оформил перевод на истфак Московского государственного университета и продолжил учёбу на втором курсе этого вуза, на кафедре этнографии. В университете Кнорозов смог реализовать своё увлечение историей Древнего Востока, этнографией и лингвистикой. В марте 1944 года все-таки был призван в армию. Служил в школе младших специалистов-ремонтников автомобильных частей. Победу встретил телефонистом 158-го артиллерийского полка Резерва Верховного Главнокомандования. Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В октябре 1945 года Кнорозов был демобилизован и вернулся в университет на кафедру этнографии. Работая затем в московском отделении Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Кнорозов провёл несколько месяцев в Узбекской и Туркменской ССР.

В это время ему на глаза попалась статья немецкого исследователя Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя – неразрешимая проблема». «Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим», – решил Кнорозов и посвятил свою жизнь ее решению.

Цивилизация народа майя, который жил на территории нынешней Мексики, – одна из самых загадочных цивилизаций, существовавших на планете. Высокий уровень развития медицины, науки, архитектуры поражает. За полторы тысячи лет до открытия Колумбом Американского материка народ майя уже использовал свою иероглифическую письменность, изобрел систему календарей, первыми использовал в математике понятие нуля, а система счета во многом превосходила ту, которую использовали их современники в Древнем Риме и Древней Греции. Древние индейцы обладали удивительными для той эпохи сведениями о космосе. Ученые до сих пор не могут понять то, каким образом племена майя получали столь точные знания в астрономии задолго до изобретения телескопа. Обнаруженные учеными артефакты ставят новые вопросы, ответы на которые пока не найдены. В X веке эта цивилизация стала угасать и о причинах этого ученые спорят до сих пор. Долгое время загадкой был и язык майя. За ее решение и взялся советский ученый Юрий Кнорозов.

Сделать это было не просто. Кнорозову сообщили, что он не может претендовать на аспирантуру в Москве, поскольку он и его родственники были на оккупированной территории. Юрий Валентинович переехал в Ленинград и стал сотрудником Музея этнографии народов СССР, где занимался, по собственным словам, «черновой музейной работой без претензий». Параллельно велась работа по дешифровке письменности майя. С 1953 года до самой смерти ученый работал в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Кодексы майя

К сожалению, традиция использования дат в иероглифических текстах и самой установки монументов заканчивается в начале X века. После X века, в постклассический период, цари майя на Северном Юкатане, куда в это время сместился центр политической активности из области низменностей, такого количества монументов уже не ставили. Вся история записывается в бумажных кодексах. Характер письменности майя указывает на то, что, видимо, она изначально была рассчитана на написание на бумаге. Мезоамериканская бумага — это особый материал, который изготавливался из луба фикуса, — была придумана, вероятно, где-то на рубеже II–I тысячелетий до нашей эры в Мезоамерике и далее, возможно, на рубеже эр проникла в область майя.
Нам известно четыре кодекса: Дрезденский, Мадридский, Парижский и кодекс Гролье. Все относятся к постклассическому или раннему колониальному периоду, то есть были созданы в период между XI и XVI веками. Дрезденский и Мадридский кодексы — это книги ритуального характера, где даны описания неких событий мифологического характера, упоминания божеств, ритуалов, которые необходимо совершать в определенные даты, а также расчет ритуального календаря и хронологии астрономических явлений. К сожалению, даже сейчас мы еще очень плохо понимаем содержание этих кодексов, хотя ясно, что там многое базируется на математических расчетах календарных и астрономических событий. Третий кодекс, Парижский, не такой обширный по содержанию, как первые два, но записи в нем, скорее всего, содержат информацию исторического характера, а не ритуально-мифологического. К сожалению, сохранность страниц кодекса не позволяет провести углубленный анализ. Видимо, такого рода тексты повсеместно записывались в классический период, и в столицах государств майя существовали специальные архивы, где хранились подобные кодексы. Возможно, были даже какие-то литературные произведения, например, мифологического характера, но, к сожалению, ничего из этого не сохранилось.
Последний кодекс, относительно небольшой по объему, — так называемая рукопись Гролье — долгое время считался современной подделкой, поскольку в нем не записано иероглифических текстов, а помещены иконографические изображения и комбинации календарных знаков. Однако проведенный недавно комплексный анализ показал, что время изготовления бумажного листа, иконографический стиль и палеография календарных знаков указывают на древнее происхождение кодекса Гролье. Вероятно, это самый старый из четырех сохранившихся кодексов, время его создания может относиться к X–XI векам.

Актуальные исследования

Письменность майя и в настоящее время исследуется очень активно, группа ученых в несколько десятков человек из разных стран занимается скрупулезным изучением иероглифических текстов. Точка зрения на понимание структуры фраз, чтения отдельных знаков, грамматических правил языка иероглифических текстов постоянно меняется, и этим объясняется тот факт, что до сих пор не существует ни одной изданной грамматики иероглифического майя — просто потому, что на момент издания такой грамматики она уже устареет. Поэтому никто из крупных специалистов до сих пор не решается ни написать полноценное учебное пособие по иероглифическому майя, ни составить полный словарь иероглифического языка майя. Конечно, существуют отдельные рабочие словари, в которых подобраны наиболее устоявшиеся переводы слов, но написать полноценный словарь иероглифического майя и опубликовать его пока не получается.
Каждый год археологических раскопок приносит новые монументы, которые нуждаются в изучении. Кроме того, сейчас наступил момент, когда необходимо перерабатывать тексты, опубликованные еще в первой половине и середине XX века. Например, проект «Корпус иероглифических надписей майя», который работает на базе музея Пибоди Гарвардского университета, с 1970-х постепенно публикует монументы из разных городищ майя. Публикации «Корпуса» включают в себя фотографии и линейные прорисовки монументов, и во многом исследования последних десятилетий были основаны на этих и аналогичных, сделанных в рамках других проектов прорисовках. Но сейчас уровень нашего понимания контекста иероглифических надписей целиком и в палеографии отдельных знаков гораздо глубже, нежели 30–40 лет назад, когда эти прорисовки создавались. Поэтому появилась необходимость значительной переработки существующего корпуса надписей, прежде всего создание иных типов изображений, новых фотографий при помощи современных цифровых методов или осуществление трехмерного сканирования, когда с помощью специальных устройств создается виртуальная 3D-модель монумента, которую, например, можно распечатать на 3D-принтере, таким образом получить идеальную копию монумента. То есть сейчас внедряются и активно используются новые методы фиксации памятников. На основании лучшего понимания иероглифической письменности новые прорисовки надписей можно сделать гораздо точнее и понятнее для последующего анализа.

Стела 4 из Вашактуна. Датируется 396 годом. Пример работы с иероглифическими надписями раннеклассичесого периода. Фотография и линейная прорисовка А. В. Сафронова, сделанные в рамках проекта по исследованию монументальных памятников Вашактуна

Например, я сейчас занимаюсь изучением корпуса надписей Вашактуна — одного из важных археологических памятников на севере Гватемалы — в рамках археологического проекта Словацкого института истории и археологии. Это городище было найдено в 1916 году американским археологом Сильванусом Морли, который первым опубликовал монументы из этого городища, а с раскопок в Вашактуне в 1920-е годы началось полноценное археологическое изучение области майя. Корпус надписей Вашактуна включает 35 монументов не очень хорошей сохранности, и существующие на данный момент прорисовки далеки от идеала. Когда в современных условиях приступаешь к изучению надписей — от знакомства с самими монументами до анализа новых цифровых фотографий, складывается совершенно иная картина. И на основании новых данных более полно реконструируется династическая история в Вашактуне, и не просто уточняются уже известные детали, а появляются новые сведения, например имена и даты правления неизвестных царей. Моя основная задача состоит в полной перерисовке всех монументов Вашактуна, и, поверьте, это очень кропотливая работа. По крайней мере, уже до завершения проекта видно, что результаты этой работы сильно отличаются от той устоявшейся картины, которая сложилась к концу XX века. И подобную работу предстоит проделать со многими археологическими памятниками майя.

Александр Сафронов
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Европейской ассоциации майянистов (WAYEB), член Американского археологического общества (SAA)

&nbsp

Письмо

До завоевания

Скрипт майя

До испанского завоевания Юкатана и Гватемалы , майя языки были написаны в логографической системе записи в IDEO — фонографический типа .

Пост-завоевание

Сегодня языки майя пишутся латинским алфавитом . Система транскрипции вдохновлена испанским языком с дополнительными диакритическими знаками для обозначения звуков, которых нет в кастильском языке.

1984 Алфавит (Мексика)

Алфавит майя стандартизирован 46 графемами и принят 22 августа 1984 г. несколькими правительственными учреждениями Мексики.

Алфавит майя
в б ch ch ‘ е я j k k ‘ л м нет о п п ‘ р s т ts ts ‘ ты ты ш Икс у

Апостроф указывает на голосовое произношение или гортанный ход . Долгие гласные обозначаются удвоением буквы: ‹aa ee ii oo uu› Высокий тон обозначается острым ударением на гласной или первой буквой долгих гласных.

Использование в современных СМИ и популярной культуре

Программирование на языке юкатек осуществляется радиостанциями CDI XEXPUJ-AM ( Шпухиль, Кампече ), XENKA-AM ( Фелипе Каррильо Пуэрто, Кинтана-Роо ) и XEPET-AM ( Пето, Юкатан ).

Фильм 2006 года « Апокалипто» режиссера Мэла Гибсона был полностью снят в Юкатеке, Майя. Сценарий был переведен на язык майя Иларио Чи Канул из общины майя Фелипе Каррильо Пуэрто, который также работал языковым тренером в постановке.

В видеоигре Civilization V: Gods & Kings Пакаль, лидер майя, говорит на юкатекском языке майя.

В августе 2012 года мероприятие Mozilla Translathon 2012 объединило более 20 человек, говорящих на юкатекском языке майя, для локализации проекта Google Endangered Languages ​​Project , браузера Mozilla и программного обеспечения MediaWiki, используемого Википедией и другими проектами Викимедиа .

Премьера «Бактун» , «первой теленовеллы майя «, состоялась в августе 2013 года.

Хесуса Пата Шабле часто считают одним из первых рэперов и продюсеров, говорящих на языке майя.

В видеоигре 2018 года Shadow of the Tomb Raider жители игрового региона Пайтити говорят на юкатекском языке майя (при включенном режиме погружения).

Современное издание Библии — Священное ПисаниеПеревод нового мира —

4 декабря 2019 года Конгресс Юкатана единогласно одобрил меру, требующую преподавания языка майя в школах штата.

Словесно-флективное иероглифическое письмо майя

Майя жили на территории современной Мексики,
Гватемалы, Гондураса и Белиза
по крайней мере с 2600 года до н.э.
Их иероглифические тексты были созданы в основном между 250 и 900 годами н.э.
(«классическим периодом» майя).
После этого майя таинственным образом покинули свои крупные города, и их цивилизация погибла.
В майянистике еще не нашли решение этой проблемы, но, похоже, дело было в засухе.

Майянский язык принадлежит к ветви майя-киче (майя-соке)
макро-пенутийской
языковой семьи. Агглютинативный эргативный язык с элементами полисинтетизма. Тоновый.

В текстах кодексов, если не учитывать различные варианты написания, присутствует примерно 287 знаков.
Ю.В. Кнорозов сумел предоставить убедительные доказательства того, что письменность майя представляла собой смешанную логографическую систему,
которая соединяла, подобно системам письменности Китая или Шумера, как фонетические, так и семантические элементы,
и что, кроме этой системы, майя имели и другую — достаточно сложную слоговую азбуку.
Система знаков, использующихся в письменности майя, представляет собой не алфавит, а неполную слоговую азбуку.
Кнорозову удалось показать, что широко распространенные в языке слова, звучащие как последовательность согласная — гласная — согласная (С-Г-С),
записывались майя при помощи двух слоговых знаков — СГ-СГ, в которых последняя гласная, обычно совпадающая с первой, не читалась.

  • М. Ко. Письменность майа. Общаф характеристика.
    (Ко М. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. — М., 2001. — С. 219-229).
  • Ю.В. Кнорозов. Неизвестные тексты.
    (Забытые системы письма. — М., 1982. — С. 3-10).

Как монастырь в Гватемале стал научным центром

– А ведь у вас есть уникальный центр, который открылся в православном монастыре в Гватемале. Как так получилось? Где православная церковь, а где мезоамериканские исследования, язык майя и все остальное? 

Игуменья Инес Айау Гарсиа: «В мире так много дел для монахинь!»

Нам, конечно, в Гватемале повезло, потому что игуменья Свято-Троицкого монастыря матушка Инес – удивительный человек. Она начинала как католическая монахиня, то есть с детства знала, что будет монахиней. И когда она почитала русских духовных авторов, особенно о Серафиме Саровском, она сама пришла к православию. В католических монастырях ей учиться не давали, но она много читала и училась сама. Именно русские духовные тексты привели её к тому, что она создала православную общину в Гватемале, которая сейчас считается самой православной страной в Латинской Америке, построила Свято-Троицкий монастырь. 

Она и посольству российскому помогала всегда, и когда меня пригласило посольство, нас повезли в монастырь, я сильно удивилась: мы как-то никакого отношения не имели к монастырям. Ее отец, и дед, и прадед были просветителями. Отец создал один из лучших университетов Гватемалы. Прадед открывал приюты, школы. И ей нравится образовательная деятельность, и она предложила обосноваться в ее Свято-Троицком Монастыре, выделила нам большой дом, помогает реализовывать научные проекты. 

Святая Троица для игуменьи Инес – символ мироздания. А вершина выражения Троицы – это икона Андрея Рублева. Сейчас в Москве матушка Инес специально поехала посмотреть строящийся Храм Андрей Рублева в Раменках. Она ведь создала уникальный дистанционный университет для испаноязычных. В этот университет уже записалось несколько сотен тысяч студентов по всему миру, скачивают учебники, электронные книги. Достаточно сказать, что ее издательство в Гугле появляется среди первых по количеству электронных книг в мире. Сейчас мы с министерством образования РФ работаем над тем, чтобы этот университет стал филиалом РГГУ.

Игуменья Инес Айау Гарсиа (в центре) и Галина Ершова (слева) в Москве

– Сейчас много студентов, аспирантов интересуется языком майя, мезоамериканскими исследованиями? 

У нас в университете огромный конкурс был в этом году – просто что-то невероятное. Интерес есть, и если, скажем, в 1990-е годы на меня глядели как на сумасшедшую, зачем вам все эти майя-то нужны, тут дай Бог Россию сохранить, то сейчас ситуация другая, и мы будем создавать мультимедийный центр, тоже в РГГУ.

Автор портрета Ю.В. Кнорозова Витакова Татьяна

Первые памятники и виды текстов

Первые памятники письменности древних майя относятся к I–II векам нашей эры, концу доклассического периода — самому раннему этапу формирования государственности. К сожалению, эти памятники нельзя точно датировать, поскольку они не содержат дат, только владельческие надписи. Первые датированные памятники появляются с началом классического периода в конце III века нашей эры. Классические иероглифические тексты разделяют на два типа: монументальные памятники с царскими надписями и предметы мелкой пластики с владельческими надписями. Первые фиксируют историю царей, а вторая категория текстов обозначает тип предмета, на котором сделана надпись, и принадлежность этого предмета кому-либо — царю или знатному человеку.

Притолока 48 из Йашчилана (Мексика). Панель содержит запись календарного текста по «долгому счету», датируемую 526 годом. Надпись сделана в великолепном палеографическом стиле, где представлены полнофигурные варианты иероглифов в образе богов и мифических существ.

Корпус иероглифических надписей майя сейчас составляет порядка 15 тысяч текстов, и среди них преобладают монументальные памятники. Это могут быть различные по типу монументы: стелы, настенные панели, притолоки, круглые каменные алтари, которые устанавливались перед стелами, части декора зданий — рельефы, сделанные по штукатурке, или полихромные настенные росписи. А к предметам мелкой пластики можно отнести керамические сосуды, использовавшиеся для распития различных напитков, например какао, украшения, статусные предметы, которые принадлежали тем или иным людям. На таких предметах делалась запись, что, например, сосуд для питья какао принадлежит царю какого-либо царства.
Других жанров в иероглифических текстах практически не представлено

Но царские монументы очень часто содержат информацию ритуально-мифологического характера, потому что цари не только вершили политическую историю, воевали, заключали династические браки, но другой их важной функцией было отправление ритуалов. Значительная часть монументов была установлена в честь окончания календарных циклов, прежде всего двадцатилетий, которые с точки зрения мифологической концепции древних майя считались очень важными событиями

Очень часто тексты содержат упоминания богов, их функций, ритуалы, которые отправляли в честь этих богов, описание картины мироздания. Но специальных мифологических текстов у нас практически нет.
Исключение составляли опять же надписи на керамических сосудах, где у нас содержатся не только владельческие надписи. Очень часто основная поверхность сосуда расписывалась изображениями на какие-либо сюжеты — например, это могли быть дворцовые сцены, сцены аудиенции или принесения подати. И на росписи помещался текст, который описывал или пояснял изображаемую сцену. Также часто на сосудах изображались сцены мифологического характера, какой-нибудь сюжет из мифа, к которому делалось необходимое, но краткое пояснение. Именно из этих упоминаний мы можем составить представление о достаточно развитой мифологии у древних майя, поскольку эти отдельные мифологические сюжеты являлись частями весьма сложной мифологической системы.

Полихромный сосуд К’авиль-Чан-К’инича. Образец расписной парадной керамики древних майя. Сосуд датируется 722 годом и изображает царевича Дос-Пиласа, который коронуется в 741 году под именем К’авиль-Чан-К’инич. Сосуд обнаружен в Тикале.

Календарная система древних майя была изучена раньше остальных. Еще в конце XIX века была определена схема функционирования календаря и разработан метод корреляции между современным календарем и календарем древних майя. В течение 1-й половины XX века коэффициент корреляции несколько раз уточнялся, в итоге сейчас мы можем точно рассчитать даты календаря майя, записанные в иероглифических текстах, относительно современного календаря. Каждая царская надпись содержит, как правило, даты, рассказывающие о том, когда произошло то или иное событие. Таким образом, можно выстроить единую хронологию событий, происходивших в жизни разных царей майя. При этом в классический период, с III по IX век, нам известно об истории правления нескольких десятков династий, властвовавших в многочисленных царствах майя, но благодаря развитой календарной системе и традиции датировки событий мы можем выстроить их четкую хронологию вплоть до дня.

Состав семьи майя-киче

Языки майя (без киче-мамских) составляют следующие основные группы языков:

  1. майя (майя юкатекский, юкатекский) с говорами ица, икаиче, сантакрус,
    мало отличающимися друг от друга, диалекты мопан и лакандон;
  2. чоль с диалектами чонталь, говорами чольти и чорти,
    чоль-лакандон, акала, токегуа, манче),
  3. чаньябаль (цельталь, или цендаль) с диалектами
    цоциль и келене, или чамула, чаньябаль, или тохолабаль, и чух,
  4. мотосинтлекская (хокальтекский, мотосинтлекский, канхобаль с говором соломек)
  5. стоящая особняком хуастекская группа (хуастекский с говорами потоси и веракрус,
    чикомукельтекский).

Группы 2 и 3 объединяют в чольско-цельтальскую ветвь, а группа 4 — входит в канхобаль-чухскую ветвь.
Эти группы называют западными ядерно-майяскими.

Киче языки [вернее, киче-мамские, или восточные ядерно-майяские] делятся на 3 группы:

  1. мам (мам, агуатекский с говором койотин, ишиль с говором такана),
  2. киче (киче с диалектами какчикель, цутухиль, успантек
    и с говорами такиаль, таканек, тутуана, тупанкаль),
  3. кекчи (кекчи с говорами тлатиман, поком с диалектами покомам, покомчи).

Фонология

В основном в языках майя есть те же гласные, что и в немецком: aeiou. В некоторых языках также добавляются долгие гласные (аналогичные aa-ee-ii-oo-uu). В некоторых языках майя также есть шипящие и хлопающие звуки. Согласные выглядят так:

  Билабиальный Альвеолярный Небный Velar Увулярный Glottal
обычный имплозивный обычный выталкивать обычный выталкивать обычный выталкивать обычный выталкивать обычный
Взрывчатые вещества p   б ‘   т   т ‘     k   k ‘   q   д ‘    ‘   
Аффрикаты   ts   ts ‘   ch   ch ‘        
Фрикативы   s   х   j     ч  
Носовые   м     п       нч      
Жидкости   l   / r          
Половина гласной       y     w      

Увулярный взрывной или уже стала велярный или в языках майя Юкатан и Чьяпас (например Mayathan и ХОЛ ) в то время как это было в горной местности -Maya языки Такие как Б. Киче, Какчикель и Кекчи сохранились. В Mayathan он совпадает с или , в то время как в Chol исходный смещен на («ch»).

Общие языковые характеристики

Фонология

Согласные система майя языков представляют особенность того , не легочные согласные , из ejective типа  : они производятся путем закрытия голосовой щели во время артикуляции.

Система гласных включает, в соответствии с расположением, типичным для большого количества языков, пять гласных, которые оптимизируют покрытие степени апертуры — точки диаграммы артикуляции  : / a / open , / e / и / o / означает , / i / и / u / закрыты. В общем, существует отличительная оппозиция количества гласных  : / a / и / aː /, / e / и / eː / и т. Д. В некоторых языках, например в юкатекском майя , есть также длинные гласные с глоттализацией , / aʔa /, / eʔe / и т. Д. которые противопоставляются длинным простым / aː /, / eː / и т. д. а вкратце / а /, / е / и т. д. Эти гласные исполняются с ударом голосовой щели в середине сустава.

Эти радикалы имеют типа согласная-гласная-согласная.

Грамматика

Языки майя обычно полисинтетичны , то есть в них содержится большое количество лексем на слово .

С грамматической точки зрения мы отмечаем наличие многочисленных классификаторов , частиц, вставленных между числом и количественным словом; эти классификаторы определяют тип квантифицируемого объекта (геометрия, лексическое поле и т. д.)

Майские языки представляют в определенную степень эргативной характер , то есть, когда прямое дополнение из переходного глагола и субъекта в качестве непереходных глаголов , рассматривается таким же образом, в оппозиции к теме переходного глагола.

В языках майя порядок « глагол-объект-субъект» представлен в переходном предложении .

Этимология

Согласно словарю Hocabá, составленному американским антропологом Викторией Брикер , существует вариантное имя mayab tʼàan , буквально «плоская речь»). Популярной, но ложной альтернативной этимологией майя является «ма яаб» или «немного», «немногие», что происходит из спиритуалистических интерпретаций майя Нью Эйдж . Использование слова «майаб» в качестве названия языка, по-видимому, является уникальным для города Хокаба , как указано в словаре Хокаба, и не используется в других местах в регионе или в Мексике носителями испанского или майя. Используемое в Hocabá, «Mayab» не является общепризнанным названием языка, а вместо этого «прозвище» происходит от общепринятого прозвища региона Mayab («Mayab, страна фазанов и оленей»). возникшие в колониальный период. Это использование может также происходить из названия самоизданной книги юкатекского ученого Сантьяго Пачеко Круса (1969). Значение и происхождение слова «майя» как названия языка (в отличие от Mayab) и как этнической идентичности (этнонима) — сложные вопросы (см. Этимологию и социальную историю этого слова как этнической идентичности и названия языка в Restall (2004)). ) и Ресталл и Габберт (2017).

Лингвисты добавили к названию юкатек , чтобы четко отличить его от остальных языков майя (таких как кичеш и итца ). Таким образом, использование термина юкатекские майя для обозначения языка является научной или научной терминологией. Носители языка не квалифицируют этот язык как юкатекский , называя его «маая», «мааям таан» или «маасевал таан» (более распространенный язык) на своем языке и просто (эль) майя, когда говорят по-испански.

В мексиканских штатах в Юкатане , некоторые части Кампече , Табаско , Чьяпас и Кинтана — Роо , юкатекской майя до сих пор родной язык значительной части населения в начале 21 — го века. В этом регионе около 800 000 говорящих. По данным национальной переписи населения 2010 года в Белизе было еще 2518 говорящих на юкатекском языке майя.

Недавно ученые в области истории и антропологии подняли этические и политические вопросы о продолжении использования ярлыка «Юкатек Майя» для языка, который известен и назван носителями языка просто «Майя» (см. Castañeda (2021), Кастильо Коком (2021 г.), Эрнандес Рейна и Кастильо Коком (2021 г.), Ресталл (2004 г.), Рестолл и Габберт (2017). Эти ученые утверждают, прямо и косвенно, что использование «юкатекской майи» свидетельствует о продолжении и распространении неоколониальные отношения, в частности научный империализм лингвистики и культурная гегемония англоязычных академических кругов. Термин «юкатекские майя» был изобретен лингвистами в начале середины 20-го века, чтобы не путать себя с использованием слова «майя» ( фактическое название языка), когда оно использовалось для ссылки на исходный язык всех языков майя ; этот исходный язык теперь больше не называется «прото-майя», а вместо этого называется прото-майя . Обозначение «юкатекский» Многие поколения американских ученых понимали, что майя относится к полуострову Юкатан. Однако «Юкатеко» среди мексиканцев, особенно неакадемических, всегда в первую очередь относилось к штату Юкатан (расположенному в северо-западном углу полуострова с тем же названием) и, в частности, к этнонациональной идентичности и культуре этого штата. . Так, лингвисты майя из Кинтана-Роо, например Хайме Чи и Эдбер Дзидз Ям, определили, что этот термин на самом деле вносит путаницу, учитывая, что в общепринятом понимании мексиканцев имя майя относится к народам и языку, живущим по всему полуострову, в то время как фраза » Юкатекские майя «, по-видимому, обозначают диалект языка майя, на котором говорят в штате Юкатан, Мексика, в отличие от других региональных диалектов майя, таких как, например, в штатах Кинтана-Роо или Кампече и на севере Белиза. Таким образом, как утверждают вышеупомянутые ученые, продолжать использовать фразу «Юкатек Майя» для обозначения людей или языка вместо имени собственного, то есть Майя, которое используется носителями этого языка, было бы несправедливо. О новой политике использования майя, а не майя в качестве этнического ярлыка см .: