Часто задаваемые вопросы: авторское право

Содержание

Объекты авторского права и Интернет

Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:

  • возможность использования в равной мере любых объектов;
  • возможности глобального использования;
  • повышение риска изменения объектов;
  • сложность установления подлинности объектов;
  • оторванность от вещного объекта;
  • низкая ценность материального носителя;
  • отсутствие развитого международного правового регулирования;
  • отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.

Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.

Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».

Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания

Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.

Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:

  • это составное произведение;
  • это база данных;
  • это специфический объект авторского права.

В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.

В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.

Субъекты авторского права ГК РФ

Субъектом авторского права, выступает физическое лицо, автор или соавтор, сохдавшее творческий труд. А именно: произведения науки, искусства или литературы.

Следует учитывать и существование специальных субъектов авторского права:

Наследники автора

Исключительное право автора на произведение переходит посредством наследования. При гибели автора, право на авторство, переходит наследникам, специальным субъектам, либо по завещанию, либо по закону.

В целом срок действия прав наследников, длится около 70 лет, после гибели автора.

  • Сотрудники, авторы выполнившие деятельность по созданию, в пределах их трудовых обязательств. В таком порядке, право на авторство принадлежат компании, учреждению поставившим задачу создать результат посредством творческого труда, если иное не предусмотрено законом.
  • Лицо, обладающее исключительными правами, приобретенными в рамках авторского права
  • Организации {к примеру, где снимают кинофильмы}

Регистрация и защита авторского права

Законодательно не прописана обязанность автора проходить обязательную процедуру регистрации. Изъявив желание, можно подать заявку на регистрацию права на созданную базу данных или программу для ЭВМ. Правила фиксации исключительности объекта прописаны в ст. 1262 ГК РФ.

Чтобы зарегистрировать исключительность объекта, можно пойти одним из двух способов:

  • лично поехать в Федеральный институт промышленной собственности и подать бумажную заявку на фиксацию права;
  • подать заявку онлайн на официальном сайте ФИПС.

Для регистрации права заявка должна содержать в себе полностью ФИО правообладателя, адрес, по которому он проживает и официально зарегистрирован, и чёткое описание регистрируемого объекта. Это необходимо для того, чтобы можно было без труда установить родовые признаки и идентифицировать объект.

После того как пройдёт проверка программы для ЭВМ на уникальность, данные о ней вносятся в единый реестр. Автор получает на руки свидетельство о прохождении процедуры государственной регистрации на объект. Теперь защитить своё исключительное право довольно просто.

Когда проходит процедура регистрации, объекту присваивается знак . Он указывает на то, что данное произведение принадлежит конкретному физическому или юридическому лицу.

Можно защитить уникальность объекта несколькими способами – в досудебном и судебном порядке. Если у объекта есть знак , то проблем не возникнет. Если знака нет, то нужно:

  • хранить черновики, чертежи, наброски;
  • можно депонировать произведение, то есть передать копию специальной организации;
  • можно дополнительно посетить нотариуса и заверить авторство у нотариуса.

Образец заявления на регистрацию

Заявление заполняется на специальном бланке, выдаётся в ФИПС. Заполнять рекомендуется от руки синими или чёрными чернилами. Данные указываются точно так, как они прописаны в официальных документах. Образец выглядит так:

Знак авторского права

Есть специальный знак, обозначающий, что произведение искусства принадлежит конкретному человеку или юридическому лицу. Этот знак выглядит так: . Если знак отсутствует, это не означает, что объект не принадлежит никому. Чтобы произведение было под защитой закона, нет необходимости проходить обязательную процедуру или прочие формальности.

Срок действия

Авторское право защищено в течение всей жизни автора, а также в течение последующих 70 лет после смерти. Течение указанного временного промежутка начинается с 01 января года, который следует за годом кончины правообладателя.

Когда популярное произведение можно копировать бесплатно

За коммерческое использование искусства можно не платить, если оно перешло в общественное достояние, является фольклором или автор дал открытую лицензию.

Произведения из общественного достояния

Творчество авторов из России переходит в общественное достояние через 70 лет после смерти. Для расчёта берут следующее 1 января после смерти автора, а если произведение создано в соавторстве — после смерти последнего автора. Если автора репрессировали, 70 лет отсчитывают с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если автор участвовал в Великой Отечественной войне, срок охраны произведения увеличивается до 74 лет — ст. 1281 ГК РФ.

И ещё один нюанс: если автор умер до 1 января 1993 года, и с даты смерти прошло больше 50 лет, считается, что произведение перешло в общественное достояние, 70 лет высчитывать не надо — ст. 6 Закона О введении в действие части 4 ГК РФ.

К примеру, Владимир Маяковский умер в 1930 году. Его стихи в общественном достоянии. Их можно печатать на футболках и интерьерных постерах. Главное — указывать автора и не искажать. Дмитрий Пригов умер в 2007 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2078 году. Чтобы их перепечатывать сейчас, надо искать наследников поэта и покупать лицензию.

Например, в США искусство становится общественным достоянием через 95 лет после смерти автора. Иосиф Бродский жил в США и умер в 1996 году. Его стихи перейдут в общественное достояние в 2092 году.

Фольклор

Фольклор — это когда автор популярного произведения неизвестен. Закон не защищает фольклор от копирования и изменений. Кто угодно может делать игрушки с героями народных сказок и брать канву сюжетов.

Но тут важно убедиться, что у произведения точно нет автора. 

К примеру, образ героя русской сказки — это фольклор, он бесплатный. А рисунок этого же героя из мультика или книги — это объект авторского права, который принадлежит киностудии или художнику. Срисовывать героя с картинки из интернета опасно, лучше придумать своего. За кражу персонажа есть риск заплатить компенсацию.     

Произведения с открытой лицензией

Автор может при жизни разрешить кому угодно брать своё творчество бесплатно. Это называется открытая лицензия или Creative Commons. С популярными произведениями такое бывает редко.

Нарушение авторских прав

Посягательства на неимущественные права называют плагиатом. Это использование или распространение на незаконных основаниях чужого интеллектуального и творческого труда. При этом нарушитель указывает ложные сведения о себе с целью присвоения прав на произведение.

Это может быть публикация чужого литературного объекта под своим именем, изъятие части произведения без указания источника и обозначения цитаты.

Нарушение исключительных прав является контрафакцией, что в народе называют просто «пиратством». Суть его – использование чужих произведений без согласия правообладателя или с нарушением договоренностей. Осуществляется с целью получения незаконного дохода путем копирования и реализации, или использования других видов заработка, нарушающих закон.

Невыполнение условий оплаты за использование продукта, лишение правообладателя вознаграждения или его выплата не в полной мере тоже являются нарушениями авторских и смежных прав.

Ответственность за подобные правонарушения предусмотрена на основании статей уголовного кодекса РФ, и в каждом отдельном случае имеет свои нюансы и тонкости.

Какая ответственность грозит за нарушение авторского права

Когда в следующий раз полезешь в торренты, чтобы скачать новый альбом любимой группы до релиза, помни, что при нарушении авторских прав отсутствие вины не освобождает от обязанности прекратить нарушение, а также не исключает привлечения к ответственности. В России существует несколько видов ответственности за нарушение авторских прав:

— гражданско-правовая; — административная; — уголовная.

Под гражданско-правовую ответственность как раз попадает «пиратское» прослушивание и просмотр медиа, использование нелицензионного ПО, не преследующее за собой коммерческую выгоду. Сюда же относится несанкционированное изменение, дополнение или искажение произведения, неуказание имени автора на экземплярах объекта авторских прав, обнародование произведения без согласия автора (когда заливаешь песни в VK — тоже нарушаешь авторские права, понятно?).

В контексте административных правонарушений как раз появляется момент извлечения дохода. Под этим подразумевается ввоз, продажа и любое другое незаконное использование произведения с целью получения прибыли в случаях, если такие экземпляры являются контрафактными или на них указана ложная информация об их изготовителях или обладателях авторских и смежных прав.

В наказание за такое нарушение для обычных граждан предусмотрен штраф до двух тысяч деревянных, для должностных лиц — до двадцати тысяч, для компаний — до сорока тысяч рублей. При этом, помимо денежных санкций, изымается весь контрафакт и оборудование, на котором он был изготовлен.

Уголовная ответственность предусматривается за плагиат (присвоение авторства), который причиняет крупный ущерб субъекту авторских прав и наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок 480 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

За незаконное использование объектов авторского права в целях получения прибыли положено то же самое, только срок работ или реального тюремного заключения может вырасти до двух лет.

Комментарий к статье 1265 Гражданского Кодекса РФ

В комментируемой статье регламентированы такие личные неимущественные права автора, указанные в подп. 2 и 3 п. 2 ст. 1255 комментируемой главы, как право авторства и право автора на имя. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определения этих видов прав, тем самым воспроизводя с терминологическими изменениями положения п. 1 ст. 15 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, которыми предусматривалось, что автору в отношении его произведения принадлежат в том числе следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя). Общая норма, согласно которой в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя, от греч. «псевдо» — «ложный» и греч. «ним» — «имя»), закреплена в ч. 2 п. 1 ст. 19 части первой ГК РФ.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи право авторства и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы. Это правило в силу прямого указания в данном пункте действует в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Ранее подобные правила формулировались в общей норме п. 3 ст. 15 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах несколько иным образом: личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

В отличие от Закона 1993 г. об авторском и смежных правах в п. 1 комментируемой статьи соответственно общей норме ч. 2 п. 2 ст. 1228 комментируемой главы прямо указано, что отказ от права авторства и права автора на имя ничтожен. С учетом положений п. 1 ст. 166 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ) речь идет о том, что отказ от таких прав является недействительным независимо от признания его таковым судом. Основание недействительности такого отказа предусмотрено ст. 168 «Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта» данного Кодекса.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает выступление издателя в качестве представителя автора в случаях опубликования произведения анонимно или под псевдонимом. В данном пункте почти в точности воспроизведены положения п. 3 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, которыми предусматривалось следующее: при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с данным Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление; это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Новым в п. 2 комментируемой статьи является прямая отсылка в отношении понятия издателя к ст. 1287 комментируемой главы, определяющей особые условия издательского лицензионного договора. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах такого вида договора не предусматривал (см. комментарий к указанной статье).

Исходя из положений п. 3 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах в п. 11 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15 давались следующие разъяснения:

суд при подаче издателем заявления не вправе оставить его без движения по мотиву отсутствия в заявлении указания на настоящее имя автора и непредставления доверенности от автора. При подаче заявления издателю достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование этого издателя;

подлинное имя автора и условия соблюдения анонимности указываются в авторском договоре, которым определяются отношения между издателем и автором. Указанный договор не является предметом разрешения спора об использовании произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, и не подлежит исследованию в процессе судебного разбирательства;

в случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Как проверить авторские права онлайн

В век развитости технологий, при наличии интернета и средства выхода во всемирную сеть с решением вопроса, как проверить авторские права, не возникает проблем. Для проверки любого результата интеллектуальной деятельности на авторство необходимо воспользоваться поисковиком Google либо Yandex.

Авторские права на изображение

Нужно выбрать функцию: поиск по картинке, мои картинки или умеренный поиск

Если дело касается фотографического снимка, изображение вбивается в поисковую строку. Создавать собственный аккаунт и входить в систему не нужно. Следует только нажать на логотип с фотоаппаратом. Во всплывающем окне нужно выбрать подходящий пункт – «Выберите файл» либо «Введите адрес картинки». Нам понадобится первый вариант. При нажатии на эту кнопку откроется список файлов на ПК. Остается выбрать фото. Поисковая система выдаст перечень похожих или идентичных изображений (если таковые есть), размеры картины, автора, наименование.

Поисковые системы выдают результаты поиска даже неизвестных произведений, например, фотографии из соцсетей

Авторские права на литературное произведение

Проверить текстовый плод интеллектуального труда на наличие автора (рассказ, стихотворение, реферат, доклад, слова песен и др.) можно также, воспользовавшись поиском в интернете. Для этого в поисковую строку вводится название произведения, несколько первых строчек или предложений (исключением являются цитаты, использующиеся в научных работах). При нахождении точных совпадений данных фрагментов легко устанавливается авторство.

Если найденный текст подкрепляется значком Copiring, это говорит о том, что создатель указывает на собственные авторские права. Дополнительно на ресурсе может указываться год публикации, номер освидетельствования, что говорит о нахождении произведения в реестре.

Если произведение опубликовано на официальном сервере, значит авторство оформлено

Помимо этого, для упрощения поиска моно воспользоваться программами антиплагиатами, выявляющими копии в текстовых документах. Такой способ поможет увидеть процент совпадений и переведет на сайт, где имеет аналогичный текст.

Авторские права на видео

В данной ситуации уже не удастся воспользоваться поисковыми системами, так как в них не предусмотрен поиск по видеороликам. Узнать об авторских правах на видео можно, воспользовавшись видеохостингом Youtube. Создается собственный канал, привязанный к электронной почте. На него загружается ролик. При наличии подобного сюжета в сети и авторстве загруженный контент будет заблокирован правообладателем.

Так выглядит видео, заблокированное за нарушение авторских прав

Стоит сказать, что происходит это не молниеносно. Требуется время на проверку материала администрацией хостинга. После чего на указанный почтовый ящик отправляется уведомление о нарушении авторских прав. В некоторых случаях видеоролик остается доступным пользователям и владельцу канала. Но разрешение на монетизацию ограничивается. Говоря простыми словами, просмотры будут, но дохода от них не поступит.

Авторские права на музыку

Хостинг Youtube и в данной ситуации приходит на помощь. Проверить наличие автора у музыкального произведения можно двумя способами. Первый – загрузка видео с искомой композицией. Если авторство за кем-то закреплено, то ролик заблокируется администрацией с отправкой информационного уведомления на почту.

Второй метод – введение в поисковой строке названия песни, мелодии, имени автора. Если авторские права заявлены, сразу всплывает предупредительное окно. Также можно воспользоваться специальными плагинами или ресурсами (услуга может быть платной). Аналогичным способом проверяются классические композиции, музыкальные сборники и др.

Система проверки авторства мгновенно выдаёт результат

Что будет, если исключительное право не забрать

Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.

Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.

Сотрудник сам заработает на произведении

Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность. Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей

Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа. Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд

Вот грустный пример про ошибку работодателя.

Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.

Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер. 

Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.

Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение

За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут. 

Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.

Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.

Сотрудник спросит компенсацию с вас

Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.

Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.

Защита права авторства в законодательстве РФ

Право авторства возникает с момента создания произведения. Как и иные личные неимущественные права. При этом совсем не обязательно, чтобы такое право автор реализовал непосредственно при создании произведения. Это право остается с автором всю его жизнь, как и право на его защиту. При этом произведение должно обладать признаками объекта авторского права. Автор придает ему материальную форму (звукозапись, изображение, аудиовизуальное произведение и т.п.). Но при этом он не обязан, а имеет возможность, обозначить свое авторство для всего общества и государства.

Обратной стороной права является требование защиты от плагиата, т.е. использования произведения или его частей третьими лицами. Так, закон допускает цитирование произведения (его части) без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения. Однако согласно ст. 1274 ГК РФ третье лицо обязано имени автора и источника заимствования. Судебная практика сложилась следующим образом (для правльного цитирования):

  • текст цитаты выделяется в тексте (кавычками, сносками)
  • здесь же (или в сноске) указывается автор, источник (название произведения)
  • цитирование используется в научных, информационных, учебных или культурных целях (полемических, критических и иных указанных в ст. 1274 ГК РФ).

Если автор никаким образом не заявил о своем авторстве, то вопрос с защитой права авторства он должен решать по своей инициативе. Согласно ст. 1255, 1300 ГК РФ лицо, которое указано в качестве автора, предполагается таковым до того, пока его право авторства не будет оспорено.

Поэтому защита авторских прав, в т.ч. права авторства, осуществляется в общем порядке и принадлежит фактическому автору с момента создания своего произведения.

Как защитить права

Если кто-то нарушает права автора, автор теряет деньги и репутацию. Вы сделали гениальный макет, а все думают, что это конкурент, и идут к нему.

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Что такое авторское право

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. В понятии «авторское право» различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены, программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К примеру, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Справочно: Что такое Право.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

  1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
  2. Автору произведения принадлежат следующие права:
    1. исключительное право на произведение;
    2. право авторства;
    3. право на имя;
    4. право на неприкосновенность произведения;
    5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.