Виды аутизма. атипичный, синдром ретта, аспергера

Постановка диагноза

Чем раньше будет выявлено расстройство, тем быстрее будет найден к нему правильный подход, выстроен алгоритм действий, ведущих к сближению и налаживанию контакта. В первую очередь, это задача родителей.

Дети априори не могут быть одинаковыми, но даже со скидкой на особенности характера или воспитания, они должны укладываться в общепринятые нормы развития.

К окончанию первого года жизни малыш без аутистических нарушений должен овладеть элементарными навыками:

  • знать свое имя и откликаться на него;
  • контактировать с окружающими;
  • эмоционально реагировать на различные ситуации.

Современные методы диагностики позволяют родителям еще до рождения ребенка исследовать панель генов, отвечающих за умственную отсталость и развитие расстройств аутистического характера. Генетическая панель дает возможность как точного подтверждения диагноза, так и дальнейшего детального обследования пациента.

Если подобных анализов родители не делали, а стали замечать аутистические проявления – однозначно необходима медицинская помощь. Первая инстанция, куда они должны обратиться – это детский психолог. При подтверждении негативной тенденции он дает направление к неврологу или психиатру.

Общая развернутая диагностика проводится следующими способами:

  • беседа, наблюдение за ребенком;
  • тесты, анкеты;
  • игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

У детей с аутизмом длительное время может отсутствовать реакция на звуковые раздражители. По этой причине родители начинают подозревать проблемы со слухом

На начальной стадии диагностики важно убедиться в отсутствии проблем со слуховым восприятием информации либо же подтвердить их

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. 

Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии). Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Поиски причин развития аутизма продолжаются до сих пор, и на современном этапе в этой области работают такие авторы, как М. Раттер (M. Rutter), Л. Винг (L. Wing), Лорд (C. Lord), Д. Л. Роббинс (D. L. Robbins).

В России исследования в этой области проводили и проводят такие ученые как О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг и другие. Аутизм ими рассматривается как результат нарушений в эмоциональной сфере детей и подростков.

Ученые на современном этапе изучают не только причины возникновения аутизма и специфики его проявления, но работают над усовершенствованием диагностического инструментария и терапии людей с аутизмом. 

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

История

Понятие «аутизм» впервые было описано в 1911 году Эйгеном Блейлером, но рассматривалось оно в контексте шизофрении, как один из ее симптомов. В переводе с латыни оно означает «ненормальное самолюбование». Этим термином психиатр пытался указать на уход больного в свой внутренний мир, отгороженность от назойливого вмешательства посторонних, отрыв от реальности. В современной интерпретации оно стало применяться с подачи Ганса Аспергера, в честь которого было названо одно из расстройств аутистческого спектра —  синдром Аспергера.

Понятие «синдром раннего детского аутизма» в психиатрию ввел Лео Каннер. В 1943 году он в совершенно новом контексте представил термин «аутизм», описав истории 11 детей и поставив им диагноз: инфантильный аутизм. Он указал, что данное состояние заметно отличается от шизофрении у детей. В картине заболевания отметил наличие таких симптомов, как стереотипные движения, эхолалии. В честь Лео Каннера также был назвон один из вариантов РАС — синдром Каннера.

Аутизм у ребенка старше 11 лет

Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

  • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
  • дефицит внимания;
  • бесцельные сложные движения;
  • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
  • непонятные страхи также имеют место;
  • гиперактивность;
  • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
  • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
  • агрессия, направленная на себя.

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду

Дальнейшее развитие

К концу первого года жизни можно заметить, что у детей-аутистов страдает такой компонент развития, как совместная деятельность взрослого и ребенка, в которую входят общие переживания удовольствия и интереса к совместной деятельности, игре.

Такие малыши с трудом вовлекаются в совместную деятельность. Им сложно эмоционально связываться с взрослым. Показательно, когда малышу указывают рукой на какой-либо предмет, а он смотрит только на руку, сам предмет для него неинтересен. Со своей стороны, он редко самостоятельно показывает на объект для того, чтобы поделиться эмоциями. Не формируется указательный жест или ребенок может показывать на что-то рукой взрослого.

Из-за этого у деток плохо формируются такие компоненты взаимокоординации, как слежение за взглядом родителя, подражание его поведению, отклик на собственное имя. Ребенок не реагирует даже на самую банальную просьбу.

1 год – это кризисный период в жизни всех детей. Для аутистичного малыша он проходит особенно сложно. Возможность самостоятельного передвижения приводит к регрессу даже тех малейших коммуникаций, которые имели место.

В позах малыша отсутствует просьба взять его на руки, тогда как здоровые дети в этом возрасте явно демонстрируют это привычным жестом: например, останавливаются и протягивают ручки к родителю. 

К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.

Отсутствует спонтанность во взаимодействии с людьми. Наблюдается скудность эмоций по отношению к другому человеку. Подражательное поведение затруднительно. 

Ребенок с РАС попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах. Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.

Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности.

Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд

Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой

У маленьких аутистов также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Малыш любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.

Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.

Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.

Маленьким аутистам очень сложно освоить элементарные навыки даже самообслуживания. Страдают все сферы процесса: координация, ориентация в пространстве, удержание позы, повторение. Особенно неловкость усиливается, когда наблюдается положительный настрой на деятельность, заинтересованность в ней. В данном случае хорошо помогает совместная деятельность родителя и крохи в следующем режиме. Взрослый берет в свои руки ручки малыша  и начинает вместе с ним проделывать манипуляцию от начала до конца. Таким образом, после череды повторений, ребенок запоминает схему действия.

Если взрослый убирает руки в неподходящий момент и предоставляет своему ребенку свободу действий, он может прекратить повторение навыка.

ИСТОЧНИКИ

  • Семянникова А. А. Расстройства аутистического спектра: классификация, определение по- нятий, симптомы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического приме- нения. 2013. №3.

  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи»: Тере- винф; М; 2007. 243

  • Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А., Сравнитель- ный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях // Аутизм и нарушения развития. 2015. №2.

  • American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. Washington, 2000; World Health Organization. International classification of functioning, disability, and health. Geneva, Switzerland, 2001.  

  • Darold Treffert Extraordinary People: Understanding Savant Syndrome. 2000.

  • Krug D. A., Arick J., & Almond P. Behavior checklist for identifying severely handicapped individuals with high levels of autistic behavior // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1980. V. 21.

  • Robins D. L., Fein D., Barton M. L., & Green J. A. The Modified Checklist for Autism in Toddlers. An initial study investigating the early detection of autism and pervasive developmental disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2001. 31 (2).

  • Lord C., Rutter M., DiLavore P. C., & Risi S. Autism Diagnostic Observation Schedule. Generic. Los Angeles, 1999.

Лечение аутизма и методики обучения детей, страдающих аутизмом

Аутизм не вылечивается полностью. Основной целью при лечении является помощь в формировании социальных контактов, повышение навыков самообслуживания. Хорошо зарекомендовали себя:

  • логопедическая терапия;
  • игровая и поведенческая терапия;
  • трудовая терапия;
  • семейная терапия;
  • использования различных моделей развития.

Коррекционная работа при аутизме направлена на прием психотропных, противосудорожных препаратов, антипсихотиков и антидепрессантов.

Обучаются дети аутисты отдельно от здоровых детей. Для них существуют специальные учреждения, где используются различные методики обучения.

Симптомы аутизма

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных  или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Методы лечения аутизма

Задача центров для детей с аутизмом – скорректировать заболевание и адаптировать ребенка к жизни в социуме.

С детьми работают разные специалисты:

  • психологи;
  • логопеды;
  • неврологи;
  • коррекционные педагоги.

Назначается медикаментозная терапия, особое внимание уделяют развитию таких навыков:

  • коммуникативных;
  • социальных;
  • игровых;
  • академических.

Эффективное лечение аутизма предполагает моделирование таких условий, в которых мозг ребенка будет развиваться. Использование современных методик лечения аутизма у детей дает возможность развить функции ребенка до нормального состояния.

Важной задачей коррекционных педагогов является научить родителей правильно взаимодействовать со своим ребенком, стать его проводником в счастливую жизнь.Хорошие результаты в лечении аутизма у детей показывают процедура микрополяризации и терапия Томатис. В нашем центре аутизма есть все необходимое современное оборудование для помощи детям и их родителям

Особенности развития аутистов

Механизмы развития у аутистов существенно отличаются от обычных людей. Поэтому применять к ним общепринятые критерии невозможно.

Интеллект и мышление у пациентов, страдающих аутизмом, значительно снижены, характерна невозможность концентрации внимания и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном действии. Уровень интеллекта у пациентов с высокофункциональным аутизмом обычно достигает среднего или чуть выше среднего. Существует некоторый процент детей, у которых при аутизме проявляется синдром Саванта, отличающий их талантом в какой-либо узкоспециализированной сфере. Также при любом виде аутизма наблюдается значительная тяжесть в обучении.

Речь у больных аутизмом полна штампов, постоянно повторяющихся фраз и слов. Они начинают говорить намного позже своих сверстников, неправильно строят предложения, путают личные местоимения. Часто, говоря о себе, употребляют местоимения «он», «она» или «ты».

Физическое развитие аутистов сопровождается наличием постоянно повторяющихся движений, нарушениями мелкой и крупной моторики, координации, характерна тяжелая походка, нередко переходящая в импульсивный бег. Их движения могут быть вялыми или скованными, руки не принимают участия в двигательной активности.

Восприятие аутистов заторможено, им достаточно тяжело перерабатывать информацию, особенно при одновременном ее поступлении. От таких пациентов невозможно дождаться быстрого ответа или какой-либо молниеносной реакции. Сенсорный механизм восприятия срабатывает в зависимости от обстановки, в которой находится больной. Легче всего воспринимается информация, поданная в привычной и спокойной среде. Необходимо помнить что, то, на что обычные люди не обратят внимания, у аутистов может вызвать сильнейшее раздражение. Это может быть и яркий свет, и мерцание лампы, и различные запахи, и определенные звуки.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Причины аутизма у детей

Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность. 

Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными. 

Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут —  природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными.4

Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:

«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:

  • нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
  • результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
  • экология;
  • нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».

Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом  в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:

  • низкую потребность в контакте с другими людьми;
  • расстройства речи;
  • навязчивое поведение;
  • умственную отсталость;
  • эпилепсию.

Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни. 

Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.

Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.

Факторы риска

Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:

  • рождение ребенка от поздней беременности;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • радиационное воздействие;
  • «сбои» в обмене веществ;
  • нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
  • патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1). 

Прививки и аутизм: есть ли связь?

В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии.⁵

Диагностика заболевания

Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.

Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.

Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.

При любых сомнениях проводится анализ, позволяющий исключить другие возможные заболевания: умственную отсталость, речевые или слуховые нарушения, а также ДЦП – так называемая дифференциальная диагностика. Чаще всего при этом назначается консультация логопеда, а также обследование у офтальмолога или сурдолога. В некоторых случаях проводят УЗИ или МРТ головного мозга.

Зачастую в раннем возрасте диагностировать аутизм у ребенка не представляется возможным, однако с годами его проявления становятся более отчетливыми. Но даже позднее лечение впоследствии приводит к существенному улучшению состояния больного.

Общее описание

Аутизм — это психическое расстройство, характеризующееся недостатком социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Часто данное состояние манифестируется ещё до достижения ребенком 3-х лет. Если же симптоматика выражена в «стертой» форме, то данный вид нарушений рассматривают как расстройства аутистического спектра.

Статистика аутизма свидетельствует, что в популяции примерно один из каждых 170 жителей планеты имеет те или иные признаки аутизма, безотносительно страны проживания и социального статуса. У мальчиков расстройства аутистического спектра наблюдаются вчетверо чаще, нежели у девочек, однако у последних чаще сопровождаются умственной отсталостью. Аутизму сопутствуют органические изменения в головном мозге, он неизлечим и служит причиной снижения уровня интеллектуального развития. Какие-то характерные поведенческие особенности для этих людей нетипичны, так как определяются конкретной формой данной патологии у каждого больного.

Заключение

Маленькие дети в спектре аутизма не обращаются за помощью (когда их обижают на детской площадке, когда развязываются шнурки и т.д.), но нужно обучать их этому навыку с самого начала. Научиться обращаться с просьбами о помощи, а позже и советы доверенных людей, подготовят их к различным типам социальных отношений, когда они достигнут подросткового и взрослого возраста.

Исследования сексуальных отношений среди подростков показывают, что хотя многие молодые люди предпочитают обращаться к своим друзьям за поддержкой и неформальным обменом сексуальной информацией (что, конечно, может означать дезинформацию), большинство из них хотели бы иметь возможность поговорить со своими родителями о сексуальных вопросах. Что может быть куда более актуально для молодых людей с аутизмом. Они часто исключены из подростковых дискуссий и, следовательно, могут стать объектом насмешек из-за социальной неуклюжести и незнания современной терминологии. Нет никаких сомнений в том, что родители должны обеспечить подросткам сексуальное образование. И это не одноразовое дело: общение с подростками должно быть постоянное, открытое и честное. Есть много задач, стоящих перед родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра, и изучение человеческой сексуальности может быть оказаться не самой простой из них, но она – точно одна из самых важных.

Ссылки:
1. Autism Life Skills: From Communication and Safety to Self-Esteem and More – 10 Essential Abilities Every Child Needs and Deserves to Learn, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2008.
2. The Gray Center for Social Learning and Understanding, www.thegraycenter.org.
3. eHow, www.ehow.com.
4. Speechmark, www.speechmark.net.
5. Adolescents on the Autism Spectrum: A Parent’s Guide to the Cognitive, Social, Physical, and Transition Needs of Teenagers with Autism Spectrum Disorders, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2006.
6. Staffordshire Learning Net, www.education.staffordshire.gov.uk.
7. Making Sense of Sex: A Forthright Guide to Puberty, Sex and Relationships for People with Asperger’s Syndrome, Sarah Attwood, Jessica Kingsley Publishers, 2008.
8. Ballan, M.S. & Freyer, M.B. (2017). Autism Spectrum Disorder, Adolescence, and Sexuality Education: Suggested Interventions for Mental Health Professionals. Sexuality and Disability. doi:10.1007/s11195-017-9477-9

Представленный выше материал – перевод текста «Autism Spectrum Disorders and Sexuality». Оригинал статьи находится здесь.