Лучшие подлодки мира

Описание конструкции

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Назначение отсеков

расположение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список: 1-й – ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля – антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — самые «зрячие» корабли своего класса. 2-й – торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств. 3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.) 4-й – бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов. 5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны. 6-й — реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса. 7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ. В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения. 9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

ТТХ Проект 885 «Ясень»

ПЛ «Северодвинск»

10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»

Водоизмещение нормальное, т.  8600
Водоизмещение полное , т. 13000
Длина, м 139,2
Ширина, м 13
Осадка, м 9,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Экипаж, чел. 85-93

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов.
Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.

О задачах МАПЛ

В отличие от РПКСН, их не так-то легко определить. С морским компонентом стратегических ядерных сил все просто: его основной задачей в мирное время является ядерное сдерживание, а в военное – полномасштабное ракетно-ядерное возмездие каждому, кто покусится. А вот с многоцелевыми атомными подводными кораблями все намного сложнее по той простой причине, что очень уж широк спектр задач, которые хочется возложить на этот класс кораблей.

Уничтожать вражеские подводные лодки, выцеливающие наши РПКСН, готовящиеся наносить удары КРМБ «Томагавк» или же прикрывающие неприятельские АУГ? Вне всякого сомнения! Громить вражеские надводные боевые корабли — как одиночные, так и действующие в составе КУГ, АУГ или амфибийных соединений? Всенепременно и обязательно! Пресекать враждебные морские коммуникации, топя военные транспорты, везущие что-то бахающее и бухающее к нам на материк? Конечно! Наносить удары по сухопутным целям, инфраструктуре неприятеля? А как же иначе!

Но можно ли создать МАПЛ, которая могла бы одинаково эффективно решать столь различные задачи? Технически — да. Вот только, как показывает практика, стоимость такого решения превысит все мыслимые пределы и рассчитывать на сколько-то массовое оснащение такими кораблями флота – совершеннейшая утопия.

Очередная ошибка планирования?

Прочитав эти строчки, уважаемый читатель, наверное, совершенно уверен в том, что автор сейчас в который уже раз обрушится с критикой на МО РФ. Но… не в этом случае.

Во-первых, у нас, по всей видимости, и выбора-то никакого не было. Как уже говорилось ранее, универсальную МАПЛ стали разрабатывать еще в СССР и к моменту его распада это был наиболее современный проект из имеющихся. Создание нового проекта в 2000-х годах обещало затянуться если не до бесконечности, то очень надолго, в то время как «дикие 90-е» и финансирование флота «в год по чайной ложке» в период 2000-2010 гг. привели к обвальному сокращению МАПЛ в составе ВМФ РФ. Ждать еще, ничего не делать до разработки оптимального для ВМФ проекта, было просто нельзя и граничило с преступлением. Мы и так уже «дореформировались» до состояния, когда на весь Тихоокеанский флот в какой-то момент осталась всего 1 (ОДНА) многоцелевая АПЛ типа «Щука-Б».

Во-вторых, многие новинки, которые получил «Ясень-М», следовало бы испытать в металле, прежде чем браться за создание более продвинутых аналогов для новейшей МАПЛ.

В-третьих, в 2011-2020 гг. РФ предстояло реанимировать производственные мощности по постройке подводного флота. Если мы вообще хотели (а мы хотели) сохранить эту отрасль, требовалось заказывать многоцелевые АПЛ, причем – срочно. И единственным проектом, который можно было оперативно «довести до ума» и до закладки как раз и был «Ясень-М».

В-четвертых, появление «белых слонов» — то есть строительство ограниченной серии атомных подводных «суперкрейсеров» предельных характеристик, по крайней мере в теории, неплохо вписывается в концепцию ВМФ РФ.

История создания

Подводные лодки проекта 885, «Ясень» представляли собой серию атомных крейсеров – ракетоносцев, обладающих повышенными характеристиками скрытности при действии на глубинах, широким ассортиментом торпедно-ракетного вооружения которое позволило бы нанести ракетный удар по территории страны-агрессора, либо атаковать крупные корабельные группы вероятного противника с использованием атомного оружия.

Движителем субмарины должна была служить энергия атома, заключённая в водо-водяном реакторе. Новая атомная подводная лодка, вошедшая в проект 885, была зашифрована под кодовым названием «Ясень», подводная лодка типа «Гранай» по классификации НАТО.

АПЛ типа «Ясень» и на сегодняшний день, спустя 40 лет после начала разработки, представляют собой грозную силу, не уступающую, а в ряде случаев и превосходящую подводный флот противника. Проект подводных лодок 885, «Ясень», получивший литеру «М» представлял собой подводные лодки с обновлённой начинкой, улучшены были практически все характеристики крейсера.

Первая субмарина серии, получившая имя «Северодвинск» заложена в конце 1993 года.

Постройка подводного крейсера неоднократно замораживалась, были перебои с финансированием, с поставкой ресурсов и материалов. В итоге в 1996 году проект заморозили.

Но в 2003 году все работы были возобновлены, конструкция крейсера восстановлена, улучшена, и в июле 2010 года АПКр «Северодвинск» вошёл в состав российского подводного флота. Это первая и единственная подводная лодка 885 проекта, остальные корабли строились по теме «Ясень-М», или пр. 885М
АПКр «Казань» вторая подводная лодка этого проекта, работы начаты в 2009 году.

Предполагается довести количество кораблей серии 885 до 7-8 единиц, дополнительно к ним разработать и произвести не менее 20 глубоководных ракетоносцев проекта 885М поколения 4++, которые на голову должны превосходить имеющиеся субмарины в составе флотов «вероятного друга».

Единицы

Курсивом указаны оценки

# Имя Проект Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел Примечания
К-560 Северодвинск 885 21 декабря 1993 г. 15 июня 2010 г. 30 декабря 2013 г. Северный Активный
К-561 Казань 885M 24 июля 2009 г. 31 марта 2017 г. 5 мая 2021 г. Северный Активный Акт приемки подписан 5 мая 2021 года, церемония вручения состоится 7 мая 2021 года.
К-573 Новосибирск 885M 26 июля 2013 г. 25 декабря 2019 г. 4 квартал 2021 года Тихоокеанский регион В ходовых испытаниях 21 августа 2014 года завершились гидравлические испытания корпуса. Ходовые испытания судостроителя начались в июле 2021 года.
К-571 Красноярск 885M 27 июля 2014 г. 30 июля 2021 г. Конец 2022 г. Тихоокеанский регион Отделка 23 января 2017 года он успешно завершил гидравлические испытания корпуса.
К-564 Архангельск 885M 19 марта 2015 г. К 2021 году? 2022 г. Северный В разработке
К-ххх Пермь 885M 29 июля 2016 г. К 2021 году? 2023 г. Тихоокеанский регион В разработке
К-ххх Ульяновск 885M 28 июля 2017 г. 2024 г. Северный В разработке
К-ххх Воронеж 885M 20 июля 2020 г. 2027 г. Северный В разработке Оборудовать крылатыми ракетами « дальностью 4500 км .
К-ххх Владивосток 885M 20 июля 2020 г. 2028 г. Тихоокеанский регион В разработке Оборудовать крылатыми ракетами «Калибр-М» дальностью 4500 км.

«Убийца кораблей»

Как отмечается на сайте КБ «Малахит», корабли проекта 885 предназначены для борьбы с подводными лодками и корабельными группировками, а также для нанесения ударов по наземным объектам противника.

Атомные подводные крейсера данного класса оснащены вертикальными пусковыми установками, «благодаря чему обеспечивается залповая стрельба высокоточными крылатыми ракетами, что позволяет уничтожать групповые и сильно защищённые цели, в том числе оснащённые системами противоракетной обороны», сообщают разработчики.

Всего на одном судне размещается восемь таких установок, боезапас при этом составляет 24 ракеты «Оникс» или «Калибр». Для запуска 30 торпед на субмарине установлены десять аппаратов калибра 533 мм. При этом торпедно-ракетный комплекс может вести как одиночную, так и залповую стрельбу.

Как отмечают в «Малахите», корабли проекта 885 оснащаются главными энергетическими установками нового поколения, которые обеспечивают «снижение акустических параметров корабля». Они состоят из «одного водо-водяного реактора и блочной одновальной паротурбинной установки с широким резервированием механизмов и оборудования».

Среди главных достоинств кораблей проекта 885 Константин Сивков выделяет их низкую шумность и мощное гидроакустическое оборудование, которое позволяет «обнаруживать иностранные подводные лодки на большом удалении».

По словам Дмитрия Литовкина, корабли проекта 885М являются на данный момент самыми современными в российском ВМФ.

Также по теме


«Эффективное оружие сдерживания»: как гиперзвуковая ракета «Циркон» усилит возможности ВМФ России

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников» и многоцелевая атомная подлодка проекта 949А «Иркутск» в результате…

«Это самый современный и перспективный проект, подлодки которого могут применять целый спектр различного вооружения, в том числе ракеты «Калибр» и «Оникс»

Важно отметить, что новейшее торпедное вооружение на этих подлодках стоит вдоль борта, а носовая часть занята новой гидроакустической станцией», — сказал аналитик в интервью RT

При этом Дмитрий Литовкин подчеркнул, что проект «Ясень» является одним из самых технологичных и секретных в российском ВМФ, поэтому о нём известно не так много. По его словам, главной задачей «Ясеней» является уничтожение кораблей противника.

«Это «убийца кораблей». Подлодки типа «Ясень» способны действовать на морских коммуникациях вдали от российских берегов, топить авианосцы, транспортные караваны и выполнять другие задачи по обеспечению безопасности РФ, в том числе наносить удары по береговым целям», — отметил эксперт.

Как сообщают СМИ, в перспективе на кораблях данного класса могут устанавливаться гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые сейчас проходят государственные испытания. Эксперты полагают, что они смогут серьёзно повысить боевую мощь «Ясеней».

«Ракета «Циркон», которую невозможно перехватить, способна будет потопить авианосец, крейсер, нанести удар по береговому объекту. Но, скорее всего, основным вооружением этих подлодок всё же станут ракеты типа «Калибр», которые могут применяться для решения самых различных задач», — сказал аналитик.

По мнению Константина Сивкова, подлодки проекта 885М в будущем смогут стать главной ударной силой российского подводного флота.

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме


«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

Характеристики

Для понимания важности проекта, необходимо понять особенности его строения. Характеристика данной модели является базовой, при создании всех атомных подводных лодок

Подлодка 885М «Ясень», обладает техническими характеристиками, которые превосходят АПЛ «Virginia».

  885М «Ясень» АПЛ типа «Virginia»
Особенности корабля МПЛАРК МПЛАТАРК
Надводная скорость (в узлах) 16 25
Глубинная скорость (в узлах) 31 35
Оптимальное глубина погружения (в метрах) 520 250
Максимальное глубина погружения (в метрах) 600 488
Плавание в автономном режиме (сутки) 100 90
Вместимость (человек) 64 От 100 до 120
Разрешение водоизмещения над водой (в тоннах) 8 600 7800
Разрешение водоизмещения под водой (в тоннах) 13 800 7925
Максимальная длина (в метрах) 139.2 114,8
Максимальная ширина (в метрах) 13 10,5
Средне-допустимая осадка (в метрах) 9.4 9,3
Установка силовая Водо-водяной реактор ОК-650В Атомный реактор типа GE S9G,
Минно-торпедное оборудование 10 штук 533-мм торпедных установок (УСЭТ-80, могут использоваться любые торпеды и ракето-торпеды этого калибра) боезапас к ТА — 26 торпед Mk.48, Mk.46 и ПКР Harpoon
Ракетное вооружение 8х4 ПУ Оникс, Калибр — Х-101 , в планах — X-102 12 вертикальных ПУ КР Tomahawk, 4 533-мм ТА

Боевая информационная система управления «Округ», встроена в каждую субмарину 885М «Ясень». Это позволяет Центру управления вести контроль над состоянием подлодки, вооружением, указывать цели и передавать любую другую информацию.

Благодаря внедрению модификаций, АПЛ 885М «Ясень», намного превзошли самые современные разработки американских разработчиков субмарин-ракетоносцев. Таким образом, к 2020 году, военно-морской флот РФ будет обладать самыми внушительными АПЛ в мире.

«Ясень» VS «Вирджиния»

Российская АПЛ серии «Ясень-М» в целом сопоставима с американской атомной подлодкой четвертого поколения класса Virginia SSN-774. Поэтому интересно рассмотреть преимущества или недостатки отечественной субмарины на фоне заокеанского конкурента. Первое, что отмечают специалисты, – «Ясень» явно выигрывает у «американца» по параметру «цена-качество». По предварительным оценкам, серийный «Ясень-М» будет обходиться бюджету в 50 млрд рублей ($1,6 млрд), тогда как «Вирджиния» стоит $2,8 млрд.

«Ясень-М» – типичный перехватчик, который, развивая скорость в 31 узел, способен настичь даже самые быстрые эсминцы, крейсеры и авианосцы. Скорость подводного хода «Вирджинии» выше – 34 узла, однако ее больше интересуют не надводные суда – она предназначена для борьбы с субмаринами и для прибрежных операций. В глубине погружения выигрывает «Ясень» с его 600 метрами, «Вирджиния» не дотягивает до этого показателя 110 метров.

АПЛ «Ясень» гораздо крупнее своего «штатовского» визави: почти 14 000 тонн подводного водоизмещения против 8000 тонн, габариты – 130 х 13 метров против 115 х 10.5 метров. Однако если российская подлодка вмещает до 90 членов экипажа, то американская – до 134.

О гидроакустике «Ясеня» нет достоверной информации. По некоторым данным, на российской подлодке установлен гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055», по другим – в носу субмарины смонтирована антенна гидроакустического комплекса «Лира». В любом случае он способен засечь подводный корабль противника в радиусе 320 км. «Вирджиния» заметит подлодку если она находится не дальше 160 километров.

Американская подлодка оснащена 14-ю высокоточными крылатыми ракетами «Томагавк», которые уже показали свои боевые качества во многих военных конфликтах с участием США. Их главное достоинство – умение менять цель непосредственно в полете. Кроме того, на вооружении «Вирджинии» значатся противокорабельные ракеты «Гарпун» с осколочно-фугасной боевой частью, способные настигнуть любую цель на расстоянии до 220 километров и дистанционно управляемые торпеды Mark 48, от которых крайне сложно уклониться.

Главная огневая мощь «Ясеней» – 40 сверхзвуковых крылатых ракет П-800 «Оникс», среди достоинств которых – загоризонтная дальность стрельбы, полная автономность боевого применения и малозаметность для РЛС противника. По заявлению военных, модернизированная российская субмарина также способна будет применять перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон» и новые сверхзвуковые ракеты «Калибр» с дальностью полета 4500 километров. Эксперты считают, что одним залпом «Ясень-М» способен пустить ко дну любой авианосец.

О полезности МАПЛ предельных характеристик

В полномасштабном конфликте с США даже сравнительно небольшое количество таких МАПЛ способно оказывать сдерживающее воздействие на операции надводных сил американцев. Стать целью для ракетного залпа в 40 «Цирконов» не захочет ни один американский адмирал, так что неприятельским АУГ и КУГ придется действовать значительно осторожнее, чем они могли бы. Но следует понимать, что РФ в обозримом будущем может угрожать не только тотальный ракетно-ядерный Армагеддон, но и конфликты рангом пониже, с применением только конвенционального оружия.

Можно сколько угодно говорить о том, что «мы – ядерная держава» и «если что – весь мир в труху!», но факт в том, что Китай, напав на Даманский, почему-то проигнорировал всю нашу советскую «ядерность». СССР же решил китайский вопрос хоть и радикально, но вполне конвенционально. А в новейшей истории даже бывшая Грузия, нынешняя Джорджия, которую без лупы на карте мира не найти, умудрилась атаковать Цхинвал, убивая наших миротворцев. И опять же, вопрос решался нами строго конвенциональными средствами. Можно вспомнить и иностранный опыт – Англия в 1982 г. тоже не торопилась хвататься за «ядерную дубину», предпочитая решить вопрос о принадлежности Фолклендских островов «на кулачках». Причем, с учетом заметного количества британских морпехов, убитых и раненных в штыковых схватках с аргентинской пехотой, «на кулачках» можно было писать и без кавычек.

В общем, до мира во всем мире еще очень и очень далеко. Территориальных претензий к нашей стране предостаточно – взять хотя бы те же Курилы. Да еще и США со своими «арабскими вёснами» и «революциями оранжевых достоинств» так и норовят устроить военно-политический хаос у наших границ. Чтобы эффективно противостоять всему этому, РФ совершенно необходимо иметь мощные вооруженные силы общего назначения – наземные, космические, воздушные, и, вне всякого сомнения, морские. Вот только в силу географического фактора мы вынуждены дробить наши корабли между 5 театрами: Балтийским, Черным и Каспийским морями, Севером и Дальним Востоком.

Получается интересно. Если просуммировать численность всех наших флотов, то ВМФ РФ имеет полное право претендовать на третье место в мире после ВМС США и Китая. По боевому потенциалу, с учетом качества наших подводных кораблей можно, пожалуй, говорить о паритете с Китаем – они, конечно, эсминцев и корветов настроили, как нам и не снилось, но вот в части подплава у «Желтого Дракона» все совсем не так однозначно. Таким образом, ВМФ РФ, даже невзирая на обвальное сокращение своего состава, все еще представляет собой значительную силу, обеспечивая Российской Федерации достойное место среди великих морских держав. Но это если считать общую численность флота.

А вот если смотреть каждый морской театр в отдельности, то картина получается совсем не радужная. На сегодняшний день мы попросту неспособны насытить наш флот таким количеством кораблей, при котором каждый отдельный флот превосходил, или хотя бы стоял вровень с сильнейшими ВМФ присутствующих там держав. Тихоокеанский флот уступает японским ВМС на Дальнем Востоке, Северный едва ли имеет паритет с флотом Его Величества, Балтийский слабее германского ВМФ, а Черноморский имеет куда меньший корабельный состав, нежели ВМС Турции.

Соответственно, для того, чтобы эффективно предотвращать возможные неядерные конфликты с серьезными морскими державами, или, если уж предотвратить не удалось, то побеждать в них, необходим межтеатровый маневр сил нашего ВМФ. Да, это займет определенное время, но в современном мире такого рода конфликты обычно не возникают на пустом месте – им предшествует некий период политической напряженности, за который вполне можно успеть совершить необходимые «рокировки». И наши «Ясени-М», будучи чрезвычайно мощными и универсальными боевыми кораблями, как нельзя лучше подходят на роль той самой «кавалерии», способной быстро усилить наше военно-морское присутствие в нужное время на нужном театре.

Понятно, что в Балтийское или Черное моря МАПЛ не пойдут, но там возможны иные средства усиления. Зато весь мировой океан, включая наши северные и дальневосточные рубежи, а также и Средиземное море кораблям проекта 885М вполне доступны.

Изначально ГПВ 2011-2020 гг. включала в себя слишком мало «Ясеней» — всего 7 ед., из которых действительно современных «Ясень-М» было только шесть. Этого для ВМФ РФ было категорически недостаточно, и автор от всей души радовался новости о закладке еще двух кораблей проекта 885М, что должно было довести общее количество «Ясеней-М» до 8. В идеале следовало бы строить еще хотя бы 3 «Ясеня-М», чтобы сформировать по дивизии из 6 кораблей (включая «Северодвинск») на Северном и Тихоокеанском флотах.

Царский выход

В январе американский журнал National Interest представил ТОП-5 самых опасных и мощных в мире подводных лодок. Три из этих военных машин — российские. В рейтинге оказались подлодки проекта 955 «Борей», субмарины проекта 885М «Ясень-М» и проекта 667БДРМ «Дельфин». Сейчас в распоряжении ВМФ России три корабля базового проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

В конце прошлого года первый модернизированный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» успешно прошел испытания в Белом море.

Еще четыре новейших «Борея», разработанных санкт-петербургским конструкторским бюро «Рубин», строятся на «Севмаше».

Девятую и десятую атомные подлодки модернизированного проекта 955А («Борей-А») планируют заложить в день 75-летия Победы 9 мая 2020 года. В строй они войдут в 2026 и 2027 году.

Подводный корабль «Князь Владимир» стал первым в истории ракетным подводным крейсером стратегического назначения четвертого (последнего) поколения.

Среди его главных преимуществ — высокая скрытность, которая достигается за счет максимально сниженного уровня шумности. Помимо этого, субмарина обладает улучшенной маневренностью и удержанием на глубине, а также новыми системами управления оружием.