Прогулка по военной базе «арктический трилистник»

Арктическое общежитие

Личный состав 71-й тактической группы проживает на территории базы «Арктический трилистник». Это специальный комплекс зданий, который обеспечивает круглогодичное функционирование российской военной группировки. Такое название объект получил за свой внешний вид — сверху он напоминает три луча, которые сходятся в одной точке.

Центральная часть «трилистника» — это общежитие в несколько этажей. Личный состав проживает в комнатах на два человека со всеми удобствами. Также в распоряжении бойцов отдельная рекреационная зона с травой, деревьями и миниатюрными фонтанчиками, спортивный зал и баня. В скором времени завершится строительство бассейна.

Общежитие соединено отапливаемыми переходами со служебными зонами — штабом, ангарами с техникой и другими. Из-за погоды и опасности встречи с белыми медведями перемещаться по острову пешком и в одиночку запрещено.

Сами военные называют свою службу «вахтой». В зависимости от должности они проводят на острове от шести до восьми месяцев. После этого убывают домой, отдыхают, готовятся и снова возвращаются на остров.

Служба в самом северном гарнизоне России ничем не отличается от той, что на Большой земле: подъем, отбой, прием пищи, учебные занятия, несение службы в нарядах и т.д.

Киргизия и Армения

Среди ряда военных объектов, баз и целых воинских контингентов, дислоцирующихся в ближнем зарубежье, стоит выделить российские военные базы в Армении и Киргизии. Важны они своими размерами, количеством и качеством воинского контингента, а также стратегическим значением.

Так, 102-я ордена Александра Невского военная база Южного военного округа в Армении, особенно в виду происходящих в этой стране событий, а также при обострении ситуации на Ближнем Востоке, крайне важна для обеспечения безопасности и интересов России на Кавказском и отчасти ближневосточном направлении.

База в Гюмри ещё с 2001 года насчитывает авиационную группу и 988-ой зенитно-ракетный полк. В состав авиационной группы базы входят 18 истребителей МиГ-29 и 16 вертолетов (как военно-транспортных, так и ударных). Численность личного состава базы – более 3000 человек, оснащенных большим количеством танков, БМП и артиллерийских систем.

Также на базе в Гюмри и ещё на трёх объектах, дислоцированы силы (4500 человек) Пограничного управления ФСБ России, так как с 1992 года Россия осуществляет охрану границы Армении с Турцией и Ираном.

На среднеазиатском направлении, в достаточно неспокойной Киргизии у России имеется целый комплекс военных объектов в составе созданной в 2012 году Объединенной российской военной базы.

В число этих объектов входит стратегически важный военный аэродром (полноценная авиационная база) в Канте, 954-я испытательная база противолодочного вооружения ВМФ России на озере Иссык-Куль, узел связи Генштаба ВМФ России «Марево» (№338), обеспечивающий связь штабного руководства с подводными лодками боевого дежурства через диапазон сверхдлинных волн, а также сейсмическая станция.

На ключевом объекте базы — аэродроме Кант — проходят службу более 400 человек и базируются штурмовые самолёты СУ-25 и вертолёты МИ-8. Контроль над ситуацией в крайне опасном с точки зрения распространения терроризма среднеазиатском регионе жизненно важен для нашей страны.

В этом контексте трудно переоценить значение базы в Киргизии, а также 201-ой российской военной базы в Таджикистане, обеспечивающей контроль границы с Афганистаном.

Как не заболеть севером

Все люди на базе привиты от COVID-19. За состоянием здоровья следят три штатных врача и младший медперсонал. Диагноз и первичное лечение можно получить на месте: есть рентген и УЗИ. Доступна телеконференция с ведущими лечебными учреждениями Минобороны в Москве и Североморске. Но пока что самая частая причина обращений в здешнюю медчасть — простуда, которую лечат на месте.

В «Трилистнике» есть сауна с самой северной в мире парилкой и дубовой бочкой, современный тренажёрный зал с навороченными аппаратами и старыми добрыми гирями. Заниматься можно после шести вечера.

Электричество для «Трилистника» и прочих объектов берётся из котельной. Она достаточно современная, хотя и работает на дизельном топливе. Чтобы не захламлять Арктику пустыми бочками, как было в советские времена, от порта до котельной проложен трубопровод. Стояла бы база в тёплом месте, а не на 80-м градусе северной широты — цены бы ей не было!

Стратегически важный регион

В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

Крымский бастион Черноморского флота

Одним из уникальных военных объектов в Крыму была база в Балаклаве (объект 825 ГТС), представлявшая собой противоатомное укрытие для подлодок и превращенная 10 лет назад в военный музей.

Балаклавская бухта являлась частью большой военно-морской базы в Севастополе до 1990-х годов. Сейчас, несмотря на возвращение Крыма в состав России, восстановить уникальную бухту в Балаклаве невозможно (нецелесообразно) в виду несоответствия её размеров для современных типов подлодок. Однако самая главная база российского Черноморского флота в Севастополе сохранилась, и после возвращения Крыма приумножила свой потенциал.

База расположена на территории самого города, имеет несколько причалов в разных бухтах Севастополя и охраняется целым рядом систем защиты, в том числе, противолодочными и противоракетными заграждениями. Список кораблей, базирующихся в Севастополе просто огромен, что естественно для главной базы флота.

Ещё в 2010 году в трёх ключевых бухтах Севастополя базировались более 40 военных кораблей различных типов. Нельзя не признать, что огромное стратегическое значение Крыма и решение о его возвращении домой, были продиктованы именно соображениями военной безопасности, в том числе, фактом наличия ключевой базы Черноморского флота в Севастополе.

Трудный путь

Сейчас в составе ТГ(а) несколько подразделений — в их числе радиолокационная рота, а также ракетные комплексы: береговые «Бастион» и зенитные ракетно-пушечные «Панцирь-С». Также в группе есть авиационная комендатура. Она обеспечивает бесперебойную работу аэродрома Нагурская.

— Добраться до нас можно на самолете или на корабле, — рассказал подполковник Балабег Эминов. — Из Мурманска судно идет около трех суток. На маршруте используются суда ледового класса. Самолетом, конечно, до нас лететь быстрее. В зависимости от его типа и погоды полет длится два-три часа.

Раньше на Нагурскую садились только специально-обученные экипажи военно-транспортной авиации. Перед приземлением летчики касались «взлетки», проверяя, выдержит ли их лед. И в зависимости от того, как себя поведет машина, принимали решение садиться или возвращаться на Большую землю.

Сейчас ледовую ВПП заменила полноценная «дорожка» из бетонных плит. И для приземления на Земле Франца-Иосифа пилотам больше не требуется дополнительной подготовки. Достаточно иметь так называемые допуски по «метеоминимуму», то есть уметь летать в сложных погодных условиях. Но всё равно попасть на остров Земля Александры по воздуху бывает сложно.

Мы ждали в Мурманске несколько суток. И каждый раз вылет откладывался по погодным условиям. Лететь на Нагурскую предстояло на новейшем военно-транспортном Ил-76МД-90А. Эта уникальная машина оснащена четырьмя мощными «движками» ПС-90А-76, радиолокатором и оптико-электронной системой. Но даже такая современная техника не могла совладать с коварной погодой Арктики.

И вот наконец долгожданный вылет. Спустя два часа «Ил» касается бетонной полосы Нагурской. Первое что ощущаешь, ступив на Землю Франца-Иосифа, — пронизывающий ветер. Он находит малейшие щели и проникает под теплую одежду. По словам военнослужащих, рекорд температуры на острове всего минус 40 градусов. Но ветер превращает такой мороз в настоящее стихийное бедствие.

Ветер делает пейзаж неповторимым. В глубине острова он наметает огромные сугробы. Рядом с ними даже габаритные военные грузовики кажутся небольшими машинками. У берега ветер сдувает снежный покров, и местность становится похожа на грязную простыню.

Лето на Земле Франца-Иосифа начинается в июле. Сходит снег, из-под него появляется ягель и арктические маки. Но спустя уже несколько недель погода опять начинает портится, готовясь к короткой осени и длинной зиме.

Остров Земля Александры нельзя назвать безжизненным. На нем активно идет строительство. Рабочие прокладывают дороги, возводят новые объекты. В приоритете модернизация Нагурской. На специальной схеме начальник штаба 45-ой армии ВВС и ПВО генерал-майор Игорь Чуркин показывает, как уже в ближайшее время будет выглядеть самый северный военный аэродром России.

Здесь появятся специальные отапливаемые ангары-укрытия, места для хранения топлива, запчастей. А главное, Нагурскую оснастят современными системами взлета и посадки. Поэтому даже в самых сложных погодных условиях на аэродроме смогут базироваться ударные Су-34 и перехватчики МиГ-31. А в случае необходимости с него смогут действовать и стратегические Ту-160 и Ту-95МС.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».  

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

Также по теме


Морская доктрина — 2030: какие задачи поставил президент России перед ВМФ

Накануне дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в…

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Аэродромы и ПВО

За оборону воздушных рубежей Северного Ледовитого океана отвечает входящая в состав Северного флота 45-я армия ВВС и ПВО, а также части ВВС и ПВО ОКВС. Кольский полуостров и Архангельскую область обороняет 1-я дивизия ПВО, далее начинается зона ответственности недавно созданной 3-й дивизии ПВО. В состав соединений входят радиотехнические части и зенитно-ракетные полки (ЗРП). Причем все ЗРП 1-й дивизии перевооружены на новые комплексы ПВО С-400.

В качестве основы системы радиолокационного наблюдения используются радары «Резонанс-Н». Всего на севере планируется разместить 10 таких радаров с дальностью обнаружения разнообразных воздушных целей до 1 тыс. км. Эти и другие средства обеспечат сплошную зону радиолокационного контроля северных арктических территорий и Северного морского пути. В будущем с созданием сети загоризонтных радиолокационных станций типа «Контейнер» появится еще одна зона покрытия воздушного пространства.

а1

Радар «Резонанс-Н»

Фото: Новый оборонный заказ/dfnc.ru

Одновременно ведется реконструкция, а по сути, и возрождение арктической аэродромной сети. В советское время было построено большое количество взлетно-посадочных полос, таких как Тикси, Анадырь, Амдерма, Рогачево и другие. Некоторые из них сохранились, остальные были заброшены. Теперь же, восстановив такие аэродромы и разместив на них подразделения обеспечения, можно будет оперативно перебрасывать на них истребительную авиацию, а не держать ее постоянно в сложных климатических условиях.

Другое направление совершенствования сил ПВО — модернизация истребителей Миг-31 до варианта Миг-31БМ. В настоящее время Северный и Тихоокеанский флоты имеют в своем составе по одной эскадрилье таких самолетов. С учетом темпов модернизации Миг-31 и имеющегося запаса таких самолетов на хранении можно ожидать создания, а точнее возрождения двух авиаполков. Не исключено и формирование истребительного авиаполка где-нибудь на севере — в Рогачево на Новой Земле или в Амдерме. Ранее там уже базировались силы авиации ПВО СССР.

Для защиты северного побережья и Арктики могут привлекаться и другие авиачасти, оснащенные самолетами Миг-31. При этом они будут получать самолеты, оснащенные гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». В результате такие полки смогут не только прикрывать воздушное пространство, но и наносить удары по кораблям, пытающимся незаконно вторгнуться в морское пространство России. А сами такие авиачасти станут первым рубежом обороны северных границ России.

А2

ЗРС 33-го зенитного ракетного полка 1-й дивизии ПВО Северного флота, архипелаг Новая Земля

Фото: commons.wikimedia.org/Ministry of Defence of the Russian Federation

Происходит и укрепление ПВО зенитными ракетными силами. Так за последние годы новые полки размещены на Новой Земле в Рогачево и на Тикси. Пока они вооружены уже не новыми комплексами С-300ПС, но в будущем их заменят на системы С-400 и на С-350. Таким образом, вторую линию обороны составят «ракетные заборы» этих комплексов.

Советский Союз не успел создать полноценную оборону страны со стороны Арктики. Российская Федерация заканчивает формирование своего северного редута. И такие рубежи смогут надежно защитить и территорию, и граждан страны.

Последний аргумент

Что касается возможных военных конфликтов в Арктике, то группировка ВС США на Аляске может без труда захватить Чукотку, где никаких российских войск нет, а ВМС США смогут уверенно блокировать переброску туда российских контингентов с Камчатки и тем более из района Владивостока. России, в случае чего, проще будет отправить на Чукотку силы ВДВ из европейской части страны. Теоретически американцы могут высадить десант даже в Якутии (например, в районе Тикси). Правда, российские воздушные десантники с таким же успехом могут оказаться на островах Канадского Арктического архипелага, которые тоже никем и ничем не защищены…

basov-chukotka.livejournal.com
Американцы могут без труда захватить Чукотку, где никаких российских войск нет.

Дело, однако, в том, что все эти взаимные десанты совершенно бессмысленны, они создали бы больше проблем тем, кто их высадил, чем противникам. Американские десантники на Чукотке и в Якутии, а российские на севере Канады оказались бы в безнадёжном тупике без возможности развития наступления на юг и с острейшей проблемой снабжения. Впрочем, если на Чукотке на самом деле появится обещанная дивизия береговой обороны, описываемый сценарий окончательно утратит смысл.

Что касается Северной Европы, то большая часть ВС Норвегии размещена на севере этой страны, находясь в непосредственной близости от российской группировки на Кольском полуострове. Разумеется, российская группировка мощнее, особенно учитывая несопоставимые возможности сторон по наращиванию сил. Представить себе битву в данном районе крайне сложно. В 1941-1943 гг. на всём гигантском советско-германском фронте арктический его участок оказался единственным, где немцы не захватили ничего, кроме нескольких сотен квадратных километров безжизненной тундры. Предположить, что нынешние норвежцы окажутся эффективнее и успешнее тогдашних немцев, мягко говоря, сложно.

Практически невозможно представить себе вооружённый конфликт в Арктике за какое-то спорное нефтяное или газовое месторождение. Добыча углеводородов в данном регионе — занятие крайне сложное и дорогое. Поэтому ни одна нефтяная и газовая компания просто не начнёт разработку месторождения, если полностью не урегулированы его правовой статус и государственная принадлежность.

Гораздо реальнее заход в российские арктические моря американских ПЛА, которые из этих акваторий теоретически могут наносить удары с помощью КРМБ «Томагавк» по многим военным и экономическим объектам Урала, Сибири и Дальнего Востока. Организовать эффективную борьбу с американскими ПЛА российский Северный флот может лишь в непосредственной близости от своих баз на Кольском полуострове, дальше к востоку противник может действовать практически свободно. Надежда в данном случае — на ПВО, а не на ПЛО, то есть на уничтожение «Томагавков», а не их носителей. Впрочем, такой сценарий может реализоваться только в том случае, если дело дойдёт до полномасштабной войны между Россией и США.

Будет ли Москва такой же сдержанной, как и Пекин? Или потребует от американцев неукоснительного выполнения российского законодательства, а при отказе пойдёт на любые меры пресечения, вплоть до силовых? Не исключено, что Вашингтон позволит нам узнать об этом, причём весьма скоро: ему очень хочется доказать всему миру, включая самого себя, что Америке по-прежнему можно всё, в том числе то, что другим нельзя.

Описание[править | править код]

Административно-жилой комплекс базы состоит из четырёх блоков основного пятиэтажного здания и трёх отдельно стоящих «эллипсов», соединённых с ним отапливаемыми крытыми галереями. Общая площадь комплекса — 14 000 м2. Здания комплекса окрашены в цвета российского флага. Административно-жилой комплекс рассчитан на автономное проживание и выполнение служебных задач гарнизоном численностью 150 человек в течение 18 месяцев, что обеспечивается хранилищами продовольствия и горючего.

Основное здание административно-жилого комплекса имеет в плане форму трёхлучевой звезды, отчего и произошло название базы. Оно стоит на сваях, заглублённых в вечную мерзлоту, и продувается снизу, поэтому не заметается снегом даже во время сильных бурь. Отапливаемый нижний этаж — технический, предназначен для коммуникаций. В центре здания (блок Г), на пересечении лучей, находится атриум, над центральной опорой которого (одновременно являющейся флагштоком) размещена застеклённая смотровая площадка, с которой контролируется вся территория базы.

В «эллипсах», находящихся между «лучами» центрального здания и соединённых с ним галереями, находятся:

  • в одном — лазарет, тренажёрный и актовый залы;
  • во втором — столовая с кухней и складом продовольствия;
  • в третьем — кабинеты командования и учебные классы, именно здесь расположен основной вход в помещения военной базы (хотя технические выходы на улицу есть в каждом здании).

Помимо основного здания административно-жилого комплекса, в состав базы входят:

  • дизельная электростанция из четырёх блоков общей мощностью 4 тысячи киловатт;
  • водоочистительная станция на 700 тонн воды, получаемой путём обеззараживания снега в снегоплавильных установках СПУ-15;
  • береговая насосная станция для пополнения запасов топлива — получения горюче-смазочных материалов от танкера и перекачки на склад;
  • канализационно-очистные сооружения с блоком приема и накопления сточных вод;
  • комплекс термического обезвреживания отходов;
  • отапливаемые гаражи для военной техники.

Технические здания соединены с административно-жилым комплексом системой крытых галерей, что позволяет личному составу военной базы не выходить на улицу в неблагоприятную погоду. Есть на базе и православная часовня, построенная из дерева.

Примечания[править | править код]

  1. . Телерадиокомпания «Звезда» (02 ноября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2016.
  2. . Министерство Обороны России (18 апреля 2016). Дата обращения: 18 апреля 2016.
  3. . Североморские вести (25 сентября 2014). Дата обращения: 18 апреля 2016.
  4. К. Рябов. . Око планеты (10 марта 2018). Дата обращения: 5 мая 2018.
  5. ↑ . Вести (31 марта 2017). Дата обращения: 5 мая 2018.
  6. В. Баранец. . Комсомольская правда (18 апреля 2017). Дата обращения: 5 мая 2018.
  7.  (недоступная ссылка). Интернет-журнал НЛО-МИР (28 октября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2016.
  8. В. Гундаров. . Независимое военное обозрение (13 ноября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2016.
  9. А. Чистякова. . Российская газета (20 октября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2016.
  10. . Last Day Club — портал о выживании, оружии и тактике (14 ноября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2016.
  11. . Военное Информационное Агентство — Военное. РФ (29 октября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2016.
  12. . Вести-Ямал (24 октября 2015). Дата обращения: 9 апреля 2016.
  13. . Информационное агентство «Регион 29» (22 декабря 2020). Дата обращения: 25 декабря 2020.
  14. А. Аркадьев, А. Кошкин. . ТВ «Звезда» (30 апреля 2020). Дата обращения: 25 декабря 2020.
  15. . Известия (20 мая 2021). Дата обращения: 17 июня 2021.

Американские аргументы

Группировка сухопутных войск США на Аляске состоит из 1-й бригады «Страйкер» и 4-й воздушно-десантной бригады 25-й пехотной дивизии (штаб дивизии и другие её части и подразделения дислоцированы на Гавайях). Авиационная группировка на Аляске включает 11-ю Воздушную армию Командования ВВС в зоне Тихого океана, а также ВВС Национальной гвардии штата. В составе этой группировки, в частности, имеется не менее 40 истребителей 5-го поколения F-22, в ближайшее время к ним добавятся примерно 50 F-35А. На Аляске находится самый крупный позиционный район глобальной системы ПРО США, оснащённой 40 ракетами GBI.

navy.mil
Американский ТОФ в разы сильнее российского ТОФ, в его зоне ответственности находятся целиком Тихий и Индийский океаны.

Атлантический флот США сильнее всех четырёх перечисленных флотов вместе взятых, в его зоне ответственности находятся вся Атлантика и Средиземное море. Американский ТОФ в разы сильнее российского ТОФ, в его зоне ответственности находятся целиком Тихий и Индийский океаны.

В январе 2021 года министерство ВМС США обнародовало стратегический план действий в Арктике. В нём анонсировано создание флотом, морской пехотой и Береговой охраной США постоянно действующих сил в Арктике, проведение там регулярных учений, в том числе и совместно с союзниками по НАТО.

При этом какой-то конкретики план не содержит, он написан в характерном для подобных документов (не только американских) стиле «углубить и расширить», «за всё хорошее против всего плохого». То есть неясно, когда и в какой форме реализуются все эти американские намерения, из-за чего их сложно обсуждать и комментировать. Конкретика присутствует лишь в оценке угроз, коими, разумеется, объявлены Россия и Китай.

Россия обвиняется в военной активности в Арктике и в «незаконном» желании контролировать Севморпуть, эти активность и желание «подрывают глобальные интересы, увеличивают нестабильность и критически снижают безопасность в регионе».

Игроки второго уровня

Оттава также объявляет освоение Арктики важнейшим приоритетом, однако канадские сухопутные войска и ВВС слабы и географически слишком далеки от Арктики (они полностью дислоцированы на обжитом юге Канады). В Арктике канадцы имеют только несколько рот рейнджеров, оснащённых лишь лёгким стрелковым оружием.

navy-marine.forces.gc.ca
31 июля 2020 года Королевский флот Канады принял арктический корабль HMCS Harry DeWolf.

Как было сказано выше, Москва и Оттава оспаривают принадлежность шельфа в районе Северного полюса, однако этот спор носит чисто теоретический характер, поскольку данный район таянием льдов почти не затронут, а глубины очень велики, следовательно ведение здесь хозяйственной деятельности по-прежнему невозможно.  

Дания, расположенная на Ютландском полуострове и прилегающих островах, к Арктике отношения не имеет. Но она владеет крупнейшим в мире островом Гренландия, именно это и делает её полярной страной. Дания имеет в этом регионе лишь лыжный патруль «Сириус» численностью 30 человек, изредка сюда заходят один-два корабля ВМС Дании для охраны экономической зоны от союзников по НАТО (канадцев и англичан).

Норвежский флот, в целом, сильнее канадского и значительно сильнее датского, но, конечно, заметно слабее СФ РФ. Сухопутные войска Норвегии слабее группировки ВС РФ на Кольском полуострове. Однако Норвегия проявляет значительную активность в Арктике в области добычи углеводородов, причём именно её технологии в этой сфере являются наиболее современными. Россия и Норвегия в 2011 году урегулировали вопрос о разграничении своих экономических зон в Баренцевом море (спорный район был поделён пополам).

Соседи и медведи

Помимо военных, на ЗФИ служат пограничники. Ещё есть отделение национального парка «Русская Арктика», охраняющее флору и фауну. Строительный участок «Запсибгазпрома» строит и обслуживает объекты Минобороны. Все прочие соседи военных на архипелаге — белые медведи.

Для человека белый медведь — это животное из Красной книги. А человек для медведя это — 80-100 кг вкусного и плохо бегающего мяса. Перед тем как открыть дверь «Трилистника», надо обязательно посмотреть в глазок. Медведь имеет цвет снега, а чёрный нос прикрывает белой лапой. В 2015 г. на архипелаге погиб человек, гражданский строитель. Медведь убил его одним ударом. Мясо с добычи зверь не откусывает — так устроены его челюсти, — а слизывает слой за слоем шершавым как наждак языком. Стрелять в медведей нельзя, это редкий вид. От медведей помогают взрывпакеты. Один майор с ЗФИ постоянно носит с собой дудку, которую порой используют на стадионах. Считается, что медведи боятся громких звуков, но что делать, если майору попадётся глуховатый медведь?