Михаил кузьмич янгель

↑ Студент МАИ. Начало профессиональной карьеры

В 1931 г., поступает учиться в МАИ – по специальности «самолетостроение», и заканчивает его в 1937 г. Еще студентом, Михаил Янгель устраивается в КБ Поликарпова, в дальнейшем, своего научного руководителя по защите дипломного проекта: «Высотный истребитель с герметической кабиной». Начав свою работу в КБ Поликарпова конструктором 2-й категории, через десять лет М.К. Янгель уж являлся ведущим инженером, занимался разработкой проектов для истребителей новых модификаций.

13.02.1938 г., М.К. Янгель в составе группы советских специалистов в области авиастроения СССР посещает Соединенные Штаты – с целью командировки. Стоит отметить, что 30-е годы ХХ века – это достаточно активный период в сотрудничестве СССР и США и не только в области машиностроения и самолетостроения, в частности, закупалось (достаточно ограниченными партиями) стрелковое оружие – пистолеты-пулеметы Томпсона и пистолеты Кольта.

Полет на Луну

Известно, что советское правительство после успешного полета Юрия Гагарина в космос, готовилось отправить экипаж и в экспедицию на Луну. Об этом рассказывал генеральный директор завода «Южмаш» Александр Макаров.

По его словам, было принято решение начать подготовку экипажа к полету совместно с академией наук. Выполнение этой миссии возложили на конструкторское бюро Королева, который прекрасно осознавал, что для совершения такого полета потребуется создать новую ракету. Тогда он и задумал мощную ракету Н-1.

При этом он понимал, что его конструкторскому бюро в одиночку эту задачу не решить. Для работы были привлечены другие производственные базы и организации, в первую очередь, ОКБ академика Янгеля. При этом было известно, что между учеными давно испорчены отношения, они никогда откровенно не ссорились, но часто крепко спорили, при этом каждый оставался при своем мнении. Оба многому научились друг у друга, достигли выдающихся результатов по своим направлениям, сложно было отдать первенство кому-то одному.

Сообщают, что Королев долго взвешивал все за и против, прежде чем предложить Янгелю сотрудничество. Макаров рассказывает, что Королев как-то позвонил ему по правительственной связи, начав выяснять, как обстоят дела в конструкторском бюро. Наконец, Сергей Павлович коснулся темы Янгеля. Макаров сразу подчеркнул, что у него с Михаилом Кузьмичем прекрасные отношения, а пойти он за ним готов хоть на край света.

Королев был несколько ошарашен таким ответом, но, скорее всего, не ждал ничего другого услышать

Тогда он рассказал, что правительство поручило задачу государственной важности — организовать полет на Луну. Королев признался, что хочет подключить к работе конструкторское бюро Янгеля

После переговоров с Михаилом Кузьмичем Макаров отмечает, что тот выслушал это предложение без особого энтузиазма, но на встречу с Королевым согласился. Вскоре Сергей Павлович сам приехал в Днепропетровск, обошел завод, посетил сборочные цеха. Чувствовалось, что предприятие изменилось настолько сильно, что он его практически не узнавал. Королев был приятно удивлен произошедшими переменами.

После этой экскурсии состоялось переговоры, посвященные новой работе. На второй день Королев встретился с Янгелем и его ближайшими помощниками. Гость из Москвы рассказал о проекте полета на Луну, о своей тяжелой ракете Н-1 и посадочном блоке, который будет необходим для лунного корабля. Его и предполагалось создать на базе Днепропетровского предприятия. Обсуждение идеи шло крайне оживленно, все проявляли взаимный интерес. В результате идеей отправить советских космонавтов на Луну заинтересовался даже Янгель. Он не возражал взять на себя разработку посадочного блока для лунного корабля. В результате об этом был подписан соответствующий документ.

После этого Королев еще несколько раз приезжал в Днепропетровск, интересуясь, как ведутся работы. Однако реализован проект так и не был — неудачу потерпела ключевая ракета, разработкой которой занимался Королев.

Детство, опаленное Гражданской войной

25 октября по старому стилю (7 ноября по новому) 1911 года в Иркутской губернии в селе Зырянова родился мальчик Миша Янгель. Отец, Кузьма Лаврентьевич, и мать, Ангелина Петровна, имели большую семью, состоящую из 12 детей. Миша был шестым. Янгели попали в Сибирь из-за деда Лаврентия, высланного из Черниговщины за бунтарство. Много позже деревня, в которой жила семья, будет затоплена водохранилищем.

Школьные годы Михаила пришлись на разгар Гражданской войны. Из-за этого возникали постоянные трудности с обучением. Учебному процессу мешали то зимняя стужа, то отсутствие учителей, то скудное пропитание. Однажды учась в 6-м классе, из-за нехватки продуктов парень на полгода с отцом ушел на охоту. Только 1926 году, окончив обучение на год позже, Миша перебрался в столицу к брату Константину. Тут он продолжает учебу в 7 классе, параллельно подрабатывая разносом печатной продукции из типографии.

Михаил Янгель (справа) с братьями Константином и Александром (1926)

Сотрудничество с Королевым

Работая вместе с Королевым, Академик Янгель создает лучшие в стране боевые ракеты. То есть берет на себя ответственность по обороне страны, а Сергей Павлович получает возможность сконцентрироваться на космических разработках.

Одним из главных достижений ученого Михаила Янгеля была межконтинентальная ракета Р-16. Создать нечто подобное по характеристикам никому не удавалось, даже Королеву.

На протяжении тех лет, в которые он возглавлял КБ «Южное», его основной задачей было создание межконтинентальных боевых ракет. Тем не менее, больших успехов он добился и в области создания космических аппаратов.

Его ракета средней дальности Р-12 становится выдающимся дебютом, заложив на будущее основы двойного использования ракет в КБ «Южное». В марте 1962 года на орбиту удается вывести космический аппарат ДС-2. Это первый спутник, разработанный в КБ «Южное». Его официальное название «Космос-1». Он становится первенцем обширной программы одноименных межзвездных исследований.

В будущем Михаил Кузьмич постоянно придерживался стратегии производства «изделий двойного назначения». Например, таким задумывался проект сверхтяжелой ракеты Р-56. Однако в результате предпочтение было отдано проекту Королева, который провалился. Если бы все пошло иначе, возможно, советская экспедиция на Луну все же состоялась бы.

Литература[править | править код]

  • Губарев В. С. Конструктор. Несколько страниц из жизни Михаила Кузьмича Янгеля. — М.: Политиздат, 1977. — 110 с.
  • Стражева И. В. Тюльпаны с космодрома. — М.: издательство «Молодая гвардия», 1978. — 399 с.
  • Лев Андреев и Станислав Конюхов. Янгель. Уроки и наследие.. — : Арт-Пресс, 2001. — 521 с.
  • Платонов В. Янгель создатель оружия выживания. — : ИМА-пресс, 2011. — 528 с.
  • Янгель Михаил Кузьмич: посвящается 100-летию со дня рождения. — Ярославль : РМП, 2011. — 168 с. : ил.
  • А. И. Осташев, «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ — ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С. П. КОРОЛЁВЕ — 2010 г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2.
  • «Берег Вселенной» — под редакцией Болтенко А. С., Киев, 2014, издательство «Феникс», ISBN 978-966-136-169-9
  • «С. П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества» — под редакцией В. А. Лопота, РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
  • Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения / Министерство обороны РФ; Гл. ред.: И. Д. Сергеев, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 632 с. — 8500 экз. — ISBN 5-85270-315-X.. — С.615.
  • Позамантир Р. Д. «Ракетно-космический наукоград Королёв». — М.: ИП Струченевская О.В., 2018. — 260 с. — ISBN 978-5-905234-12-5.

Секретная работа

Из-за того, что практически все проекты, над которыми он работал, были засекречены, его имя впервые появилось в прессе только на следующий день после смерти. По иронии, первым, что сообщили о нем миру, стала новость о его смерти. При жизни он был совершенно неизвестен, а после кончины к нему пришла запоздалая популярность, признание заслуг.

Разработанный под его руководством «блок Е» в результате оказался единственным элементом пилотируемой лунной программы Советского Союза, который удалось довести до ума. Часть работ, которые были возложены на Королева, реализовать не удалось. Спустя годы эти наработки не потеряли своей актуальности. Современники верят, что пилотируемые полеты на небесные тела еще впереди. Поэтому лунный модуль, разработанный Янгелем, еще, возможно, пригодится когда-то в будущем.

О Янгеле-руководителе

Многие подчиненные с теплотой отзываются о времени, когда работали под руководством Янгеля. Например, экс-президент Украины Леонид Кучма, когда выступал на Международном конгрессе астронавтики, признался, что сам чаще всего вспоминает не годы руководства заводом «Южмаш» и КБ «Южное», а десятилетие, которое он провел под началом Янгеля.

И по его воспоминаниям, у того были непростые отношения с Королевым. Это было не обычное соперничество двух гениев, у каждого из которых собственные амбиции, а столкновение двух космических философий, двух разных дорожных карт движения в космос. Каждая из которых казалась своему творцу единственно правильной. Оба искали решения, каждый находил свое. Благодаря высококипящим компонентам Янгеля и низкокипящим компонентам Королева, на орбиту вышли сотни советских космических объектов.

Отзываясь о его смерти в возрасте всего 60 лет, Кучма вспоминал, что Янгель всегда работал, не щадя себя. Он жил без оглядки, растрачивая свою энергию, ни о чем не беспокоясь. Многие годы провел в необжитой тайге на космодромах, стойко перенес четыре инфаркта, только после пятого его сердце остановилось окончательно.

В 1960 году он уже оказывался на грани гибели, когда чистая случайность уберегла его от смерти во время взрыва на старте его первой баллистической межконтинентальной ракеты. Тогда погибли около ста человек, находившихся на стартовой площадке. Среди них были маршал Неделин, испытатели, конструкторы, сотрудники сразу нескольких конструкторских бюро, военные. Янгель тогда спасся только благодаря тому, что вышел покурить. Он остался жив, но память о трагедии навсегда засела в его сердце.

«Неакадемичный»…

Татьяна Яковлевна — дочь Якова Кузьмича Янгеля, младшего из двенадцати детей, которые рождались в семье каждые два года. До шести лет она жила в том же доме, где вырос будущий конструктор. Деревни Зырянова Нижнеилимского района, где стоял этот дом, больше нет — ушла на дно Усть-Илимского водохранилища. А здание по брёвнам перенесли в деревню Березники — друзья, коллеги и влюблённые в космос люди теперь знают его как дом-музей Михаила Янгеля.

Почти все из двенадцати детей уехали в Москву и Ленинград учиться, только младших не отпустила мать Анна Павловна. Семейные традиции хранили тщательно.

— Я ещё помню этот замечательный запах: заходишь в амбар, а там стоят бочки с брусникой, грибами, с квашеной капустой… Запасались на всю большую семью, хотя старшие дети тогда уже разъехались, — рассказывает Татьяна Яковлевна.

Она вспоминает, как при первой встрече её впечатлил тогда уже «широко известный в узких кругах» дядя:

— Его приезда все ждали, только и разговоров было, что вот-вот приедет Миша. Обаятельный, улыбчивый, дружелюбный, располагающий, он меня совершенно поразил. Он разговаривал со мной, как со взрослым человеком, спрашивал, что мне интересно, какие книги я читаю… Прежде со мной никто так не говорил. Отлично помню и последнюю встречу, в 1965 или 1966 году он приезжал в Днепропетровск к своему брату Павлу, у которого мы гостили. Михаил Кузьмич говорил тогда: «Как же мне хочется собрать вас вместе!» Ему вот-вот обещали большой дом с гостевыми комнатами… Знаете, у него было обострённое чувство родства. Он помогал нам, когда не хватало денег на кирпичный дом. Он не был академичным, замкнутым, постоянно улыбался — на всех фотографиях у него улыбка. Это очень притягивало к нему. Моя сестра рассказывала, что об этом же качестве — умении собирать вокруг себя людей — говорили космонавты и конструкторы, которые съезжались в Железногорск на юбилейные встречи.

У Михаила Янгеля был очень широкий круг общения — и это несмотря на атмосферу строжайшей секретности, в которой он жил.

Никто из соседей даже не догадывался о профессии легендарного конструктора, всем просто говорили: «У Миши серьёзная работа и ответственная должность». При нём постоянно была личная охрана, даже в родную деревню он приезжал с вооружённым сопровождением — невообразимое явление по тем временам. Это невероятно угнетало человека, любившего охоту и рыбалку. Рассказывают даже, как Михаил Кузьмич, увидев на лугу косарей, просил остановить машину и дать ему косу. Выросший в семье раскулаченного крестьянина, он умел много и с радостью работать.

Хронология трудовой жизни

У простого молодого человека, родившегося в крестьянской семье, в стране Советов юность проходила по типичному для большинства молодежи того времени сценарию. После школы толковый паренек получает первую профессию в фабрично-заводское училище (ФЗУ). Дальше юноша работает на фабрике и одновременно учится на рабфаке. Это специальные факультеты, образованные при ВУЗах. Они помогали талантливой молодежи поступить в институты, подтягивая их знания до нужного уровня.

Михаил Янгель (справа) с товарищем во время работы помощником мастера ткацкого цеха (1927-1928)

В результате Михаилу удалось поступить на факультет «Самолетостроение» авиационного института в Москве, который он с отличием окончил в 1937 году.

Когда он еще был студентом, его пригласили на работу в конструкторское бюро известного конструктора самолетов Н.Н. Поликарпова. А после окончания учебы Михаилу удалось поработать в США в торговом обществе. По приезде из Америки Янгель чудом избежал ареста по доносу. А когда началась война и в Москве ввели осадное положение, его чуть не расстреляли на территории военного завода, где он работал. Забыв пропуск, он вошел на завод через дыру в заборе. Его заметил патруль и повел к стенке на расстрел. Михаила спасли рабочие, узнавшие своего руководителя.

Михаил Янгель в 1931 г.

Основные факты из биографии:

  1. 1929-1931 годы. Окончив ФЗУ, Михаил в качестве помощника мастера работает на текстильной фабрике в подмосковном Красноармейске. Работу он совмещает с учебой на рабфаке (рабочем факультете).
  2. 1931 год. Его приняли в ряды Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков).
  3. 1931 год. Михаил Янгель был зачислен на 1-ый курс Московсковского авиационного института.
  4. 1935-1944 годы. Янгель, работая в конструкторском бюро Поликарпова, сделал карьеру от простого конструктора до директора авиационного завода-филиала.
  5. 1937 год. Выпускник МАИ был отправлен на работу в торговое советско-американское общество «Амторг».
  6. 1939 год, май. Михаил женился на Ирине Викторовне Стражевой.
  7. 1944 год. Был переведен заместителем гл. инженера опытно-конструкторского бюро Микояна.
  8. 1945 год. Михаил Кузьмич стал работать в КБ Мясищева на должности ведущего инженера.
  9. 1946-1948 годы. Перешел на службу в Министерство авиационной промышленности СССР. Здесь он курировал различные направления развития самолётостроения.
  10. 1950 год. Янгель получил диплом с отличием Академии авиационной промышленности.
  11. 1950-1954 годы. В НИИ-88 под руководством главного конструктора Королева занимал ряд должностей (от начальника отдела до главного инженера).
  12. 1952-1954 годы. Михаил Кузьмич избирался депутатом Калининградского городского совета в Московской области.
  13. 1954 год. Был переведен в Днепропетровское ОКБ-586 (КБ «Южное») на должность главного конструктора. Там он проработал всю оставшуюся жизнь.
  14. 1960 год. При испытании ракеты Р-16 случилась катастрофа, в которой он чудом остался жив, выйдя покурить.
  15. 1960 год. Михаил Кузьмич Янгель получил степень Доктора технических наук, защитив докторскую диссертацию.
  16. 1961 год. Он становится Академиком Украинской Академии Наук.
  17. 1966 год. Янгелю присуждают звание Академика Академии Наук Советского Союза.
  18. 1966 год. Он избирается в Верховный Совет СССР.
  19. 1966 год. Михаил Кузьмич становится кандидатом в члены Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза.
  20. 1971, 25 октября. М. К. Янгель ушел из жизни в Москве от инфаркта. Его прах был погребен на Новодевичьем кладбище.

Михаил Янгель на отдыхе

Комментарии

Владимир Панфилович Яценко

советский авиаконструктор

Эндрю Юр

британский экономист

Хуго Юнкерс

профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers &amp

Томас Эндрюс

ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте

Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун

английский бизнесмен, в настоящее время президент FOM

Франц Якоб Шпет

германский конструктор музыкальных инструментов

Шпагин Георгий Семёнович

советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда

Хуго Шмайссер

выдающийся немецкий конструктор стрелкового оружия

Память

Сегодня хранится память о Михаиле Янгеле у всех, кто хоть как-то связан с космической отраслью. В поселке Березняки в Иркутской области открыт его дом-музей. В этом же регионе его имя носят школа, историко-художественный музей.

Имя Янгеля носит конструкторское бюро «Южное» с 1991 года. На Луне его именем назвали кратер и астероид, а также пик на Памире.

Имя конструктора носят улицы в Москве, Днепропетровске, Киеве, Виннице, нескольких населенных пунктов Иркутской области, Байконуре, Братске, Мирном, Красноармейском, Знаменском. На Серпуховско-Тимирязевской линии столичного метрополитена открыта станция «Улица Академика Янгеля». Бюсты ученому установлены на Байконуре, в Днепропетровске, а также на космодромах «Плесецк» и «Байконур».

↑ Боевые ракеты Янгеля

22 июня 1957 г. – происходит испытания ракеты среднего радиуса действия Р-12, Испытание закончилось успехом. В американской военной терминологии, в дальнейшем, ракета будет проходить как СС-4. Новые конструкторские решения, дали возможность увеличить полет ракеты до 2000 километров. Применение новых топливных компонентов, позволило снизить время, необходимое на приведение пусковых установок к боевому применению. В 1959 году СС-4 устанавливаются на своих стартовых позициях. В июне 1960 года проходят новые пуски ракетной системы созданной в КБ Янгеля – Р-14. Ракета с промежуточной дальностью действия, согласно терминологии принятой специалистами США, получает индекс СС-5.

Май, 1959 года – правительство страны принимает решение о проектных работах по Р-16 в КБ, руководимым Янгелем и Р-9 в ОКБ, возглавляемым Королевым. По ряду технических характеристик, Р-16 превосходило решение, предложенное Королевым. Это был спор, практически, между учителем, «отцом» советского ракетостроения и учеником. Р-16 будет основой РВСН. Американские специалисты назовут ее СС-7. 24 октября 1960 года при испытательном запуске Р-16, произошла трагедия – Р-16 взорвалась. Всего, погибло 92 человека, в списке жертв и командующий РВСН, маршал Неделин. 21.02.1961 г. — проводятся успешные испытания Р-16 (СС-7). 1965 год ознаменовался вооружением РВСН ракетами нового, третьего поколения — Р-36.

На вооружении, такой тип МБР, находился до 1980 года — в количестве 288 комплексов. Создание более совершенных, четвертого поколения ракет, в КБ «Южное», началось с середины 60-х годов ХХ века. РС-16 и РС-20 – имеющих ряд уникальных характеристик – повышенную точность попадания, боеголовки с индивидуальным наведением, высокий уровень живучести. Американские военные окрестят РС-20 (СС-18) «Сатана». Именно «Сатана», была способна преодолеть СОИ США, села к минимуму разработки американских ученых в области противоракетной защиты.