Алмаз из праха

Из чего все началось

Как и многие грандиозные проекты, идея изготовления бриллиантов из праха усопших пришла в голову одному человеку совершенно случайно. Это упомянутый выше Риналдо Уилли. В начале 2000-х он обучался на факультете экономики. Профессор порекомендовал ему к прочтению статью одного из российских ученых. Труд специалиста из РФ был посвящен методу изготовления алмазов путем использования такого сырья, как пепел.

О прахе усопших в статье не было ни слова. Речь шла о растительном продукте, который остается после сжигания, к примеру, коры и листьев деревьев. То ли студент читал не внимательно, то ли с переводом “не срослось”, то ли представлял не совсем то, но он был уверен – ученый из России имел в виду прах кремированных покойников. Возможно, причина того, что парень пошел по “ложному” пути, кроется в чем-то другом, журналист Ftimes.ru с уверенностью сказать не может, поэтому – только предположения. Да и какая теперь разница, ведь гениальная идея живет и крепнет.

Воодушевленный Уилли стал “приставать” с вопросами к профессору на предмет технологии получения синтетических драгоценных камней. Студент был удивлен, когда профессор указал на ошибку. Однако оба мужчины не стали “выбрасывать идею в урну”, а, наоборот, пришли к мнению, что у нее может быть шикарное будущее. Но кому же, как не им, стоило начинать ее “продвижение в массы”! Решили: раз ученый из России статью писал, значит, и оборудование есть. Гражданин РФ отказывать не стал. Так появилась тройка партнеров, а позже – и сама швейцарская компания.

Человек как бриллиант

Автором идеи превращать покойников в бриллианты стал швейцарец Роланду Вили, он загорелся этой задумкой после того, как прочитал труд ученого из России о почти полном сходстве решетки строения графита и бриллианта.

Оригинальный ритуал популярен в США, Японии, странах Европы, так как увековечить в камне можно не только умершего человека, но и домашнего любимца.

Преломляющий солнечный свет, красивый, переливающийся драгоценный камень станет памятью об ушедшем в мир иной человеке для всей семьи.

Камень из праха может быть голубого, тепло желтого или белого цвета, а по красоте такой – что невооруженным глазом невозможно будет отличить от того, который создала природа.

После сожжения тела умершего — остается от 2,2 до 4,5 килограммов пепла, а для создания шедевра достаточно и 500 грамм праха — количество необходимого количества углерода высчитывается в специальной печи.

Современные технологии позволяют получить до нескольких десятков драгоценных камней из праха одного покойника, но чаще всего родственники заказывают 9 бриллиантов среднего размера.

Кремационные бриллианты

Получить роскошный камень в память об умершем стоит от 5 до 22 тысяч долларов, в зависимости от обработки, а также величины сапфира или бриллианта.

Готовым ювелирным украшением можно инкрустировать шкатулку или вставить в кольцо, сережки, кулон или сберегать в особой коробочке, как драгоценную память.

Решение о том, чтобы превратить прах умершего после кремации в бриллиант чаще всего принимают родственники. Хотя немало людей мечтают стать бриллиантом еще при жизни. Чаще всего это пациенты с неизлечимыми заболеваниями, люди, которые осознают близость смерти от хронических недугов.

По словам родственников, решившихся на создание бриллианта из праха, драгоценность позволяет сохранить связь с духом умершего.

Ну, а для тех, у кого не хватает денег для того, чтобы получить жизнь после смерти в искусственном бриллианте, всегда остается шанс, что природа сама сделает это бесплатно в том месте, где будет сделано захоронение.

Алмазы из праха

Через несколько недель или месяцев мы получаем готовый камень.

А это удивительная лаборатория, где человек превращается в драгоценный камень

Насколько большой по размеру камень можно воспроизвести в вашей лаборатории?

Чаще всего в необработанном виде – это алмаз достоинством в 4 карата, который после огранки становится 1-каратным. Реже бывают случаи, когда удаётся создать камень в 1,6 и даже в 1,8 карат, но это скорее исключение, чем правило.

Отчего зависит величина получаемого бриллианта?

Как правило, величина алмаза напрямую зависит от времени, проведённым графитом в аппарате. То есть чем дольше он внутри, тем больше в результате его величина.

Но не меньшую роль играет и качество исходного материала. К примеру, если человек носил какие-либо протезы или принимал определённые медицинские препараты, то его прах будет не таким чистым, и, соответственно, качество бриллианта будет хуже.

Эти факторы влияют также и на цвет камня. Например, алмаз из праха человека, который проходил химиотерапию, получается более светлым. Но достоверно нам неизвестно, что определяет окраску бриллианта.

Камни, как правило, имеют синий оттенок из-за наличия бора в теле умершего, однако, каждый человек превращается в абсолютно уникальный камень, цвет которого варьирует от полностью прозрачного до практически чёрного.

Какова разница между вашими камнями и настоящим алмазом?

Наши камни тоже настоящие, потому как им присущи абсолютно все химические и физические свойства бриллиантов. Безусловно, наши камни синтетические, то есть созданные человеком, поэтому обладают меньшей ценностью.

Однако, невооружённым глазом наш бриллиант не отличить от натурального. Этого не сможет сделать даже опытный ювелир. Их можно отличить только с помощью химического скрининга, который скажет, было ли происхождение камня природным или нет.

Бриллианты из праха невозможно отличить от натуральных

Можно ли из одного человека сделать несколько бриллиантов?

Да, это реально, потому что для создания одного алмаза нужно всего лишь два грамма углерода. Некоторые наши клиенты, особенно японцы, часто обращаются с такой просьбой, потому что хотят, чтобы памятный камень был у каждого члена семьи.

В теории, исходя из количества и качества человеческого праха, можно получить около 50 камней, однако, на практике наш лучший результат на сегодняшний день – это девять камней, созданных из одного человека.

Какова на ваш взгляд причина того, что люди пользуются вашими услугами?

В большинстве случаев к такому решению приходит не сам умерший, а члены его семьи, чаще всего это матери или жёны. Главная причина, которую озвучивают заказчики, — это желание, чтобы частичка близкого человека всегда была рядом.

Однако, есть и такие, которые желают стать бриллиантом, будучи ещё живыми. Зачастую это те, которые страдают от неизлечимого заболевания и знают, что скоро уйдут в мир иной.

Зачем нужно создавать алмаз из праха и сколько это стоит?

Казалось бы, вопросы самые очевидные. Но, если на второй можно ответить конкретно – от 5 до 22 тысячь долларов, то мнение касательно первого будет у каждого своё. Такой сильный разброс цен вызван следующими факторами:

  • Желаемой клиентом величиной алмаза. Логично, что чем больше будет алмаз – тем сложнее его выращивать, и тем больше ресурсов на его изготовление затратит компания.
  • Личного выбора каждого относительно дальнейших действий. Алмаз можно положить в изготовленный на заказ ларец, сделанный, разумеется, из благородных пород дерева, а можно вставить в ожерелье, кольцо, или другое украшение.

Разобравшись с ценой, я всё-таки попробую ответить на обычный извечный вопрос: зачем? Я вижу их сразу несколько, хотя, возможно, это далеко не все.

  • Алмаз из праха – это красиво. Это действительно статусно и роскошно. Позволить себе такую поделку может далеко не каждый, и своими действиями Вы подчеркнёте дороговизну ушедшего человека. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.
  • Очевидная небанальность идеи. У Вас есть хоть один знакомый, превративший прах дорого для него человека в алмаз? А у знакомого знакомого? Цепочку можно продолжать до бесконечности, вот только клиентов «Алмазной мастерской» будет один на миллион, если не меньше.
  • Надёжность. Вы только вдумайтесь – это алмаз. Да, я постоянно говорю о том, что памятники из гранита простоят сотню лет, но ведь алмаз по-настоящему вечен. В этот же пункт я хочу и отнести сложность порчи: урну с прахом можно разбить, памятник – поцарапать… С алмазом же не случится никогда и ничего.
  • Желание быть ближе с покойным. Обычно оно характерно для женщин и девушек, потерявших мужей или сыновей. Украшение с алмазом можно носить на себе круглые сутки – живущая в нём частичка души покойного послужит неким оберегом, хранящим Вас по воле усопшего.

Как ни старался, но минусов в изготовлении алмаза из праха усопшего я не нашёл. Единственным, да и то, если честно, сомнительным, недостатком будет отсутствие могилы. Но ведь памятник нужен с одной-единственной целью – помнить о человеке, а не стоять на кладбище просто так. А вспоминать об усопшем, глядя на алмаз, Вы будете уж точно чаще, чем посещать даже самую роскошно благоустроенную могилу.

История идеи

Компания Algordanza – первопроходец на рынке алмазов из праха покойных – появилась усилиями Риналдо Уилли, который еще во время обучения в университете заинтересовался технологиями производства синтетических алмазов из пепла, а затем додумался перенести эту идею в похоронную отрасль. Изначально используемые компанией Algordanza технологии предназначались для получения алмазов из древесного и прочего – более «обычного» — пепла, однако были адаптированы для новой задачи. Сами же технологии производства алмазов из угля и пепла были разработаны еще в 1960-х годах.

Риналдо Уилли позиционирует свой бизнес, помимо прочего, как своего рода «предприятие будущего», которое станет одним из тех, которые покончат со старыми методами захоронения и решат проблему с дефицитом кладбищенской земли. Безусловно, кремация сама по себе уже является шагом в данном направлении, однако нельзя отрицать, что даже урну с прахом где-то нужно хранить (пусть бы даже дома у семьи покойного), а кольцо с алмазом из праха занимает куда меньше места. Нельзя отрицать: если бы человечество получило возможность превращать всех своих мертвых в крохотные драгоценные камешки, то это действительно решило бы много проблем в похоронной сфере, в том числе даже сугубо экологических.

Алмаз, помимо прочего, камень весьма прочный, что позволяет компании Algordanza позиционировать такой способ распоряжения телом как «более вечную память», потому что, действительно, алмаз будет оставаться «нетленным» куда дольше, чем останки покойного, его надгробие и т.д. – во всяком случае в теории. Риналдо Уилли и его коллеги в своих рекламных стратегиях продвигают идею того, что увековечение в алмазе создаст самую крепкую и нерушимую связь между умершим и его семьей.

Проклятие «Голубого француза»

Почти друг за другом умерли сын, брат и внук Короля-Солнце. В 1715 году скончался и сам монарх. А продавца Жана Тавернье растерзали уличные собаки. Череда смертей продолжилась спустя полвека.

Новый король Франции Людовик ХVI подарил камень своей жене Марии-Антуанетте. Правда, носила она украшение не долго. Во время французской революции король с женой и детьми пытался бежать из Парижа. Но был схвачен, осужден и отправлен на эшафот.

Все драгоценности монаршеской семьи были перевезены из Версаля в Париж и выставлены на всеобщее обозрение в одном из музеев. Охранялся музей настолько плохо, что через несколько месяцев «Голубой француз» исчез. Камень искали по всей стране. Но тщетно!

Символ нерушимости и вечности памяти

Один из наиболее частых вопросов, которые задают Риналдо: чем так привлекла его идея делать алмазы из праха? Его ответ лежит в области эстетики: бриллиант — драгоценность, воплощающая наши представления о красоте. Риналдо воодушевила мысль превращения мёртвого тела в нечто, что приятно держать в руках и что порадует глаз.

Такой подход противопоставляет себя огромным, переполненным кладбищам и запустевшим захоронениям, где подчас связь с усопшим исключительно эфемерна. Бриллиант же, помимо прочего, невозможно рассыпать, как иногда случается с пеплом кремированного – драгоценный камень становится воплощённой памятью, которая передается из поколения в поколения как семейная реликвия.

Термину «вечность» (ср. «вечная память») Риналдо предпочитает «нерушимость» (алмаз = adamas, с греч. «нерушимый») – ведь память об усопшем живет пока её продолжают чтить люди. Созданный из праха алмаз делает память о человеке нерушимой.

Кому и зачем нужны бриллианты из праха?

Согласитесь, что кладбища представляют собой не только угнетающее, но и далеко не эстетичное зрелище. К тому же после похорон приходится время от времени навещать захоронение, наводить там порядок, убирать мусор и траву, поправлять оградку и ухаживать за могилой. Никто не любит посещать это место, которое вызывает ассоциации со скорбью и печалью.

Хранить пепел в урне – более приемлемый способ. Хотя посещение колумбария также вызывает негативные эмоции. Хранить урну с прахом дома на полочке – не каждый решится. К тому же она может упасть и прах может рассыпаться. Сметать с пола близкого человека – удовольствие не из приятных.

Мемориальные бриллианты решат все перечисленные проблемы. Они прекрасны и чисты, экологичны, не вызывают неприятных ассоциаций. Камни сохраняют связь с близким человеком, к ним можно прикасаться и при желании всегда носить с собой, сделав ювелирное украшение.

Многие компании, работающие в этой сфере, занимаются выращиванием алмазов из праха домашних животных. Век питомцев гораздо короче, чем век их владельцев.

Домашние животные становятся «членами семьи», делят с хозяевами горе и радость. Поэтому многие не хотят расставаться со своими любимцами и после их смерти. Создание бриллиантов памяти из праха домашних питомцев – очень востребованная услуга, которая позволяет увековечить память о «братьях наших меньших».

Мемориальный бриллиант не только сохранит память об умершем, он является семейной реликвией, которую можно передавать из поколения в поколение, а также хорошим финансовым вложением, хотя это и звучит немного цинично.

Коротко о технологии получения алмазов из праха усопших

Итак, перейдём к технологии получения алмазов из праха. Для начала, как Вы уже могли догадаться, тело необходимо кремировать – сделать камень из мягких (да и твёрдых) тканей не представляется возможным.

Затем прах доставляется на территорию компании-исполнителя. Так как в России нет ни одной фирмы, занимающейся подобным, груз придётся пересылать через границу. Обычно, это происходит в два этапа, двумя разными урнами – при пересылке может произойти что угодно, но прах терять ни в коем случае нельзя.

Далее доставленный в лабораторию пепел проходит ряд химических реакций, каждая из которых постепенно избавляет углерод от лишних примесей. В конце концов должно получится аморфное вещество, которое и будет являться сырьём для алмаза.

После того, как углерод очищен, его превращают в графит. На этом этапе ничего интересного не происходит – способ стар, как мир.

Отдельного внимания заслуживает последняя стадия производства алмаза – воссоздание нужной температуры и давления

Технологические алмазы часто делаются по приближённым значениям, ведь там важно качество, а не внешний вид. Бриллианты, изготовленные из праха, имеют действительно натуральную структуру: отличить подделку от оригинала не сможет даже самый лучший ювелир

Понять, что перед Вами не настоящий камень, можно лишь с помощью химического скрининга, но кому понадобиться проводить столь трудоёмкую процедуру, правда?

Время создания подобного чуда – примерно 2-3 месяца. Учитывая, что в компанию-основатель данного способа по официальным данным поступает примерно 2 заказа в день, нет ничего удивительного, что даты создания алмазов бронируют заранее.

Делают ли бриллианты из праха умерших?

В любых культурах, во все времена отношение к усопшим было особым – почтительным, а иногда и мистическим. За время существования человечества у каждой народности и в каждой религии сложились свои ритуалы и способы погребения. Самыми распространенными из них являются – захоронение в земле и сожжение.

Быстрый рост численности населения, нехватка свободной земли, неэстетичный вид кладбищ, закапывание вместе с покойным массы отравляющих почву веществ (пластик, резина, лак, краска, бальзамирующие вещества) – все это толкает «ритуальную отрасль» искать новые и альтернативные способы погребений.

«Биоразлагаемые капсулы», «Зеленые кладбища», «Башни Мокши», возможно, скоро начнут вытеснять традиционные захоронения и колумбарии.

Появился ряд новаторских способов увековечить память о покойных – «ресомация» (химическое растворение тел) и «удобрения» (переработка останков в полезные вещества). Прах покойных добавляют в графитовые карандаши, виниловые пластинки, в салюты и фейерверки. Но самыми интересными, экологичными и эстетичными являются «мемориальные бриллианты», выращенные из праха покойных.

Эта необычная идея совершенно случайно пришла в голову молодому ученому из Швейцарии Ринальдо Вилли. При переводе статьи о создании синтетических алмазов, он неправильно понял значение слова «пепел», подумав, что речь идет о человеческом, а не о растительном материале.

На ошибку молодому человеку указал его учитель. Но идея понравилась обоим. Связавшись с автором статьи, которым был русский ученый, они все вместе приступили к разработке данного направления. Так, в 2004 году появилась компания «Algordanza» – что означает «Память» в переводе с романшского языка.

В компании существуют определенные правила или принципы, выполняемые беспрекословно:

  • не прикасаться к телу и бриллианту голыми руками – только в перчатках, ведь это непросто биоматериал, а тело со своей душой;
  • запрещено начинать разговор с клиентом с соболезнований, пока не узнаешь человека ближе, чтобы это не звучало неискренне;
  • каждому клиенту дается возможность проститься с близким человеком наедине;
  • работники компании собственноручно доставляют «бриллиант памяти» родственникам и вручают в торжественной обстановке, в присутствии всех членов семьи;
  • камень обязательно упаковывают в красивую полированную деревянную коробку;
  • компания принципиально не работает, в отличие от других, с останками домашних питомцев;
  • никогда не используется дополнительный «посторонний» углерод, если его мало для создания камня;
  • камни имеют свой естественный цвет, работники лаборатории принципиально не прибегают к их окрашиванию.

На сегодняшний день порядка 10 компаний по всему миру занимаются выращиванием искусственных бриллиантов из праха усопших. Еще одним лидером в данной «отрасли» является всемирно известная «LifeGem», популярны и востребованы услуги русской компании «Эмемо».

Технология

После того, как в лаборатории компании Algordanza поступают погребальные урны с останками покойных, прах обрабатывают химическими реагентами, чтобы из него концентрировался углерод, который и станет материалом для будущего алмаза. Получив аморфный углерод, специалисты, далее, искусственно воссоздают те условия, при которых в течение миллионов лет алмазы формируются глубоко в Земле при колоссальных давлениях и температурах — сейчас это делается в специальных «барокамерах», которые способны создавать невероятное давление. Под давлением аморфный углерод должен находиться два-четыре месяца, а размер получаемого таким образом алмаза, как правило, составляет около 4 карат, а после огранки (если она заказана) он уменьшается до 1-2 карат. Как нетрудно догадаться, на производство такого алмаза уходит совсем немного праха (пара граммов), а значит из праха покойного можно сделать несколько алмазов. Некоторые семьи действительно заказывают несколько драгоценных камней из праха ушедшего родственника (особенно это популярно в Японии), так как это позволяет сразу нескольким членам семьи обрести и вечно носить с собой частичку любимого человека. Теоретически из праха, который остается после сожжения среднестатистического человека, можно было бы сделать до пятидесяти алмазов, однако современные технологии позволяют извлечь максимум девять.

Интересной особенностью работы компании является то, что прах разных людей может быть очень различным по качеству, и дело тут не только в наличии имплантов (хотя это тоже важно), но и в том, что незадолго до смерти человек мог проходить медикаментозное лечение, которое в итоге загрязняет примесями в том числе и его прах. Они не отсеиваются полностью при экстракции углерода, что снижает качество алмаза

Подобные обстоятельства меняют и цвет драгоценности: так, прохождение химиотерапии в течение жизни смещает оттенок бриллианта к светлому.

Однако в этом может быть и плюс: например, если в теле покойного содержалось много бора, то алмаз из его праха будет иметь необычный синий оттенок. Более того, прах и алмазы из него гораздо более «биографичны», чем может показаться: их итоговый цвет всегда немного разный от человека к человеку, таким образом камни в каком-то смысле действительно получаются уникальными.

Также нелишним будет отметить, что синтетические алмазы никак не отличаются от натуральных с «потребительской» точки зрения: их физико-химические характеристики и внешний вид неразличимы, и отличить искусственный от натурального можно только в лаборатории с помощью химического скрининга.

4 Августа 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Альпинисты, погибшие на Эвересте

Найти пропавшего человека

Генетическая экспертиза смертных останков

Бриллианты из праха

Цены в компании самые различные, от 5 000 до 22 000 долларов в зависимости от того, в алмаз какого размера вы хотите преобразоваться. В цену включена также и упаковка камня в благородный деревянный чехол.

Как правило, из праха человек получаются алмазы синего цвета

Здесь, однако, ваши близкие могут выбрать: оставить вас лежать в коробке или же вставить полученный камень в кулон или кольцо, чтобы вы всегда были рядом.

Ежегодно в лабораторию компании поступают 850 урн с прахом, чтобы через несколько месяцев покинуть её уже в виде драгоценности.

Стоит заметить, что постоянно увеличивающееся население земного шара, а также недостаток земли ставят под вопрос дальнейшее существование традиционных кладбищ.

Вполне вероятно, что в будущем проблема захоронения будет решаться именно с помощью таких ювелирных усыпальниц.

Вот что рассказывает сам Ринальдо о своей работе.

Как вы пришли к идее создавать из умерших людей бриллианты?

Случайно. Около десяти лет назад я учился на экономическом факультете. Один из преподавателей дал мне прочесть статью известного русского учёного, в которой шла речь о создании синтетических бриллиантов для дальнейшего использования их в полупроводниковой промышленности.

В статье он рассказывал, как из пепла можно получать такие алмазы. Но я неправильно понял автора, решив, что речь идёт о человеческом прахе, хотя он имел в виду растительный пепел.

Учитель сразу же пояснил, что я неправильно понял суть статьи, однако, мы оба пришли к тому, что моя ошибка стоит внимания. Тогда мы вышли на автора статьи, который обладал оборудованием для создания бриллиантов в Швейцарии.

Вместе мы стали делать то, что впоследствии превратилось в Algordanza.

Здесь мемориальный бриллиант вставлен в кольцо

Почему вас привлекла идея создания алмазов из пепла?

Алмазы – это драгоценный, чистый камень. Безусловно, они в корне отличаются от современных кладбищ с огромным количеством могил, а также заброшенных захоронений, среди которых вы не чувствуете никакой связи с умершим близким человеком.

Меня вдохновила идея о том, что мёртвые тела нужно превратить во что-то, на что будет приятно смотреть и к чему захочется прикасаться.

Более того, бриллиант хранится очень долго, поэтому его можно передавать из поколения в поколение

Алмаз нельзя рассыпать по неосторожности, как это часто происходит с пеплом после кремации

Иными словами, вы говорите о вечности алмазов.

Я не люблю слово «вечность», потому что оно больше касается религиозной сферы. В нашем случае скорее правильно сказать «нерушимость». Наши бриллианты – это нерушимая память, но в итоге, всё равно от близких умершего зависит, будет ли жива память о нём.

А как насчёт технологии процесса? Как именно происходит процесс создания синтетического бриллианта из человеческого пепла?

Все стадии процесса проходят тут, в Швейцарии. После кремации к нам поступает прах человека.

В соответствии с законодательством государства умершего, мы получаем либо в одной урне пепел в полном объёме, либо в двух урнах, которые отправляются в разное время. Это делается для того, чтобы избежать утраты всего праха при форс-мажорных обстоятельствах.

Затем прах обрабатывается специальными химическими веществами, чтобы собрать из него весь углерод. После этого углерод преобразуется в графит с помощью высокой температуры.

Последний этап – это помещение графита в особую машину, воспроизводящую условия тысячелетнего формирования бриллиантов в недрах Земли, а именно: невероятно высокое давление и температура (около 1 500 градусов по Цельсию).

Синий глаз бога Рамы

Алмаз этот был найден в индийских копях Коллур недалеко от Голконды. Французский путешественник Жан Батист Тавернье увидел его в индийском храме — камень украшал статую бога Рамы. По преданию, это был левый глаз почитаемого божества, карающий. Синий алмаз размером с мячик для гольфа так поразил иностранца, что Тавернье выкрал его и в 1669 году вместе с другими драгоценными камнями привёз во Францию. Прямиком ко дворцу Людовика XIV.

Большой любитель драгоценностей, Король-Солнце, не раздумывая, выкупил все камни. Королевские ювелиры огранили синий алмаз, придав ему форму сердца. Людовик XIV назвал украшение «Голубой француз» и с удовольствием носил его на шее. Но кара за воровство не заставила себя долго ждать.

Отличия алмазов из праха друг от друга

Как каждый человек уникален, так уникален и каждый алмаз, созданный из пепла усопшего. Все люди разные: кто-то вёл здоровый образ жизни, кто-то принимал тяжёлые лекарства, кто-то умер молодым… Из праха каждого получится свой, уникальный бриллиант.

В среднем, размеры камня после огранки составят примерно 1 карат. В редких случаях (которые сказываются на стоимости), величину попытаются увеличить до 1.5-1.7 карат. Но за результат данной процедуры никто ответственности не несёт.

Цвет у каждого бриллианта свой. Как правило, преобладают светло-синие оттенки, но встречаются и другие: от иссиня-чёрного до кристально прозрачного. Алмазы, сделанные из праха одного и того же человека, естественно, будут одинаковыми. Максимумом на сегодняшний день является 9 камней из одной урны, однако, теоретические расчёты говорят о возможных пяти десятках.

Желаете ознакомиться с примерами наших работ? — переходите сюда.