Амнестическая афазия, признаки и лечение

Симптомы

Для динамической афазии наиболее характерно нарушение построения развернутого высказывания. Отдельные звуки произносятся и воспринимаются правильно, артикуляция не нарушена. Больной может высказывать отдельные слова и короткие фразы.

Симптомы грубой дисфазии проявляются нарушением спонтанности и инициативности речи: больному трудно начать диалог, а если он и начался, то фразы состоят из шаблонных и стереотипных слов и словосочетаний. Грубая афазия также характеризуется наличием эхо-симптомов, в особенности эхолалии и эхопраксии. Эхолалия — это симптом, характеризующийся повторением одного и того же слова, эхопраксия – повтор одного и того же действия.

Характеристика динамической афазии состоит из двух фундаментальных структур:

  1. Состояние импрессивной речи.
  2. Состояние экспрессивной речи.

Импрессивная речь

Это – понимание устной и письменной речи. Очаг поражения при динамической афазии вовлекает не только развертывание высказывания, но и понимание.

При легкой дисфазии больной понимает разговор, если та выражена с интонациями, с присутствием пауз и произносится медленно. Если слова произносится быстро, или в диалоге нет акцентированной интонации, понимание устной речи затрудняется.

При тяжелой дисфазии нарушается понимание слов, утрачивается «чувство языка и речи». Недоступны для понимания сложные фразы, предложения с двумя «не», речевые обороты и словосочетания. Это нарушение обусловлено снижением внимания на отдельных словах, так как пациент пытается объять сразу все предложение или фразу, не придавая значению отдельным ее элементам.

Экспрессивная речь

Нарушение экспрессивной речи отражает затруднение в построении плана высказывания и программировании моторных действий. Краткое повествование отличается банальностью и шаблонностью словестных структур при сохранности грамматической составляющей. Патология обуславливается аспонтанностью и скупостью фразы. А.Р. Лурия приводит пример речи больного, которому он показывал сюжетные картинки: «Хозяин, у него курица, несет яйцо. Хозяин убил курицу».

Клиническая картина дополняется амнестическими признаками. Так, пациент забывает имена, наименования предметов, адрес дома и названия улиц. Однако этот симптом отличается от акустико-мнестической афазии, при которой человек пытается описать предмет или явление.

Присутствуют трудности обратного отсчета: больные не могут отсчитать, например, от 10 до 1.

Если локализация очага вовлекает большую часть лобной доли, то у пациента возникают нарушения мотивов и воли. Отмечается снижение побуждений, интереса к миру. Пациенты не интересуются у врача своим здоровьем и прогноз лечения, неохотно пьют лекарства.

Нарушается спонтанность речи. При тяжелой дисфазии больные произносят шаблоны и стереотипы, встречающиеся в повседневной жизни. Диалог изобилует преимущественно бытовыми и разговорными фразами. При попытке аспонтанной речи резко теряются интонации.

Разговор людей с афазией средней тяжести отличается однообразными высказываниями. Присутствует телеграфный стиль повествования, при котором произносятся только глаголы и существительные, также отсутствуют служебные элементы: союзы, прилагательные.

При легком варианте присутствует спонтанность, однако диалог состоит из бедных логических структур и изобилует стереотипными фразами. Часто слышны повторяющиеся словестные обороты и отсутствие интонаций. В разговоре отмечается малое количество служебных элементов, которые присутствуют в разговоре.

Диалог при тяжелой дисфазии наполнен элементарными разговорными конструкциями. Чаще всего это ответы «да» или «нет». При заинтересованности в разговоре больные произносят более сложно организованные структуры, но не сложнее словесных шаблонов. Афазия умеренной и легкой степени отличается сохранностью диалогической речи.

При тяжелой афазии пациенты не могут пересказать текст даже своими словами. При умеренной и легкой степени люди могут пересказать текст ответами на вопросы. По качеству ответов врачу ясно, понимает ли человек слова и их смысл, или нет.

Чтение не нарушается даже при тяжелой степени расстройства. Единственная трудность – при чтении пациенты застревают на определенном слове, однако быстро переключаются. Нарушения письма не наблюдаются.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия – данное нарушение развивается на фоне плохого восприятия речи. Патология появляется при повреждении центра Вернике.

Человек с сенсорной афазией слышит речь, но не понимает. Такое состояние сравнимо с тем, когда вы слышите иностранный язык.

Существует несколько стадий сенсорной афазии. Нарушение восприятия может касаться чужой и собственной речи. Отсутствие понимания может касаться также отдельных структур или быть всеобщим и глубоким. Еще одна проблема – человек с сенсорной афазией забывает уже изученные слова, что усложняет лечение. Из-за проблем фонематического слуха больной человек теряет контроль над собственной речью, при том, что никаких проблем с моторикой и с речевым центром в головном мозгу нет. Однако полноценной речевой деятельности препятствует:

  • отсутствие слухового контроля;
  • проблемы с пониманием речи.

Дети, страдающие сенсорной афазией, значительно отстают от своих сверстников в плане словесной репродукции. Отмечаются сильные искажения в разговоре, встречается парафазия (подмена букв, слогов или слов). Более того, сенсорная афазия сопровождается расстройством письма и чтения. Ребенок перестает узнавать написанные им же слова, может различать буквы, но не может понять смысл всего слова, фразы, предложения. При сенсорной афазии ритмика и мелодика речи обычно не нарушена.

Диалогическая работа

Основной нашей работы в коррекции афазии является диалогическая речь.

Схема работы в данном направлении:

  • больной повторяет готовую фразу-ответ;
  • логопед подсказывает первые один-два слога, а больной должен завершить слово или фразу;
  • пациент должен выбрать одно или несколько слов из сказанных логопедом;
  • больной должен ответить на вопрос логопеда без подсказок.

Помните, афазия излечима.
Если у взрослых процесс восстановления проходит затруднительно и занимает много времени, то у детей афазия лечится достаточно быстро и эффективно. Использование эффективных приемов, песни, упражнений по договариванию значительно ускоряет процесс развития у пациента связной речи.

Классификация афазии

Классифицируют данное расстройство по психологическим, лингвистическим и анатомическим факторам. Сегодня медиками в основном используется деление А.Р. Лурия, которое построено на основе нахождения пораженной зоны в доминантном полушарии и характер нарушений речи. Виды афазии:

  • динамическая
  • амнестико-семантическая
  • акустико-мнестическая
  • акустико-гностическая
  • моторная (афферентного или эфферентного подвида)

Эфферентная моторная афазия возникает, когда у пациента поражена так называемая зона Брока. Больной не может переключаться с одной артикуляторной позиции на другую, что называется кинетической артикуляционной апраксией. Афферентный же подвид моторной афазии случается, когда поражены нижние отделы постцентральной коры, которая прилегает к роландовой борозде. Данный вид характеризуется кинестетической артикуляционной апраксией.

Амнестико-семантический вид афазии имеет причиной поражение переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Больной забывает, какие названия носят явления и предметы. Ему становится сложно понимать длинные грамматические конструкции. Он понимает простую речь лучше.

Акустико-мнестический вид речевого расстройства имеет причиной поражение средней височной извилины. У больного становится хуже или вовсе пропадает слухоречевая память. В части случаев отсутствуют зрительные представления об объектах.

Когда поражена зона Вернике, развивается акустико-гностический вид афазии. Человек не понимает обращенную к нему речь, поскольку происходит нарушение синтеза, анализа, фонематического слуха. При повреждении заднелобных отделов мозга фиксируют динамическую афазию, при которой у больного нарушена коммуникативная функция речи.

Тотальный вид рассматриваемого расстройства фиксируют, когда повреждения коры доминантного полушария очень обширные. В некоторых случаях фиксируют смешанные виды расстройства.

Как функционирует речевой аппарат человека

Коммуникативные особенности людей напрямую связаны с формированием второй сигнальной системы или речевого аппарата. Все человеческие достижения в первую очередь связаны с прогрессивным развитием коммуникативных способностей, что позволило людям активно обмениваться накопившейся информацией и взаимодействовать сообща.

  1. Речевая зона Брока – рече-моторный или просто моторный центр, отвечающий за формирование устной речи человека. Данный центр отвечает за моторную функцию: фонологическое и синтаксическое построение исходящей от человека речи. Моторный центр является своеобразным вербальным анализатором и отвечает за работу лицевой мускулатуры и языка.
  2. Речевой центр Вернике – центр, отвечающий за анализ и восприятие поступающей речевой информации из вне. Зона Вернике имеет анатомическую локализацию в области височной извилины и как правило располагается в одном доминантном полушарии. Центр Вернике помимо обработки поступившей речевой информации также занимается обеспечением интонационных характеристик исходящей речи.

Несмотря на анатомическое разделение двух вышеперечисленных речевых зон, они постоянно взаимодействуют между собой и работают слаженно, как единое целое. Восприятие и анализ поступающей информации, дальнейшая интерпретация полученных данных и формирование ответной реакции – важнейшие функции, сформировавшие вторую рефлекторную сигнальную систему человека.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью,
иннервации речевого аппарата.

Клинические
формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел
двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается
звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность
произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением
характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также
нарушаются.

В зависимости
от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная,
экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация
дизартрии по Е.Н.Винарской.

Бульбарная
форма дизартрии

Обусловлена
поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов,
находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые
параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений —
произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить
очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия
тех или иных мышц. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам
произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых
звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные
призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность
речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов
в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.
Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Псевдобульбарная
форма дизартрии

Возникает при
поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При
данной локализации очага поражения
характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными
движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом
уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном
отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется
повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка,
слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голос
немодулированный.

Экстрапирамидная
дизартрия

Является
следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом
мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы.
Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез)
и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются
при усложнении движения и повышения
уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются
расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения
просодических компонентов речи.

Корковая
дизартрия

Следствие
очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие
нарушения как дезорганизация сложных
двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его
элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть
саливация.

Мозжечковая
дизартрия

Возникает при
поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная,
скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения
темпа и плавности речи.

Руководство по коммуникации

С больными афазией можно и нужно общаться. У пациентов сохраняются кое-какие коммуникативные способности, которые нужно с помощью общения активизировать, не дав им «угаснуть». У тех, кто страдает тяжелой формой афазии, сохраняется возможность понимания смысла сказанного (хоть и не каждого слова в отдельности). Часто больной может не так понять то, что ему говорят, потому что не помнит смысла отдельных слов или забывает начало фразы.

Как общаться с больными афазией:

сядьте и поймайте взгляд человека
при боязни коммуникации с вашей стороны следует начинать с простых тем, например, расскажите то, как прошел ваш день, в самых простых выражениях, далее нужно задать простой вопрос
лучше говорить медленным темпом, делая акцент голосом на ключевых словах в тексте
можно провести такую практику: запишите ключевые слова будущего разговора на бумаге, далее повторите сказанное и покажите бумагу больному. Это будет его подсказкой для ведения разговора
применяйте не только устное слово для общения, но также письмо, рисунки, жестикуляцию, указание на предметы

Простите человека делать то же самое, пусть он применяет словарь, если так будет проще общаться
если больной пытается донести до вас какую-то мысль, определите, о ком он говорит, что именно случилось и в каком месте
важно уметь задавать наводящие вопросы
не задавайте вопросы, требующие односложных ответов
запаситесь терпением, ведь коммуникация с больным афазией человеком далеко не просто, но нужное дело

Лечение афазии

Перед коррекцией речевых нарушений специалисты определяют причину заболевания и по возможности устраняют ее. Непосредственно терапия состоит из:

Работы с логопедом и неврологом. Врач индивидуально подбирает программу лечения: обучает произносить или выделять в словах отдельные звуки, соотносить предметы и их названия. Для понимания речи используются простые упражнения, например, пациенты жестами должны дать положительный или отрицательный ответ на простой вопрос («Дверь закрыта?», «Лимон желтый?»), выполнить простое действие («Помаши рукой», «Возьми книгу»), найти ошибку в предложении («Мужчина спал на автомобиле, мужчина ехал в кровати», «Я открыл книгой»). При нарушениях памяти пациенту читают короткий текст, а затем просят пересказать его. Со временем задача усложняется. Хорошо восстанавливает речь артикуляционная гимнастика

Важно, чтобы речь пациента и специалиста была спокойной, четкой и медленной, не стоит употреблять длинные сложные конструкции.
Физиотерапии. Врач подбирает программу процедур, которая может включать ЛФК, физиопроцедуры, массаж и др.
Приема медикаментов.

В редких случаях требуется хирургическое вмешательство.

Реабилитация может длиться несколько лет, и в ряде ситуаций пациент полностью восстанавливает речь. Успешность лечения зависит от множества факторов: тяжести заболевания, индивидуальных особенностей пациента. Чем раньше больной обратится к врачу, тем больше вероятность его полного выздоровления.

В центре «Благополучие» созданы все условия, чтобы реабилитация прошла успешно, а результаты были даже выше ожиданий. Мы придерживаемся мультидисциплинарного подхода: в лечении принимают участие врачи разных специализаций. Уважительное отношение к пациентам, грамотная работа психолога, уютная домашняя атмосфера играют большую роль в выздоровлении.

Классификация форм

Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения. Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России. Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.

Таблица с характеристиками патологии по основным видам

Наименование расстройства Локализация Симптомы
Эфферентная моторная афазия Зона Брока Нарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики
Афферентная моторная афазия Нижний отдел постцентральной извилины Затруднение произношения звуков
Сенсорная афазия (акустико-гностическая) Задняя треть верхней височной извилины, или зона Вернике Пациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке
Амнестико-семантическая афазия Переднетеменной или задневисочный отдел Ухудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий
Динамическая афазия Префронтальная область Невозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам
Амнестическая афазия Теменно-височная область Больной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами
Семантическая Теменная доля Пациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом

Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.

Проявления расстройства

У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.

Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.

При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.

При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.

Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:

  • нормальный физический слух
  • нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений

Симптомы афазии Вернике:

  • отсутствие контроля над своей речью
  • непонимание того, что говорят окружающие
  • компенсаторные процессы в виде многословия
  • в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
  • в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
  • после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
  • писать человек может с трудом или вовсе не может
  • навыки чтения сохранены

Симптомы акустико-мнестической афазии:

  • услышанная информация «не задерживается в мозгу»
  • непонимание длинных фраз
  • неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
  • человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
  • повышение речевой активности

Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:

  • аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
  • сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
  • теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
  • человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
  • нарушение счетных операций
  • непонимание прочитанного

Проявления динамической афазии:

  • отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
  • повторение в норме
  • невозможность спонтанной повествовательной речи
  • человек мало разговаривает
  • персеверации в речи
  • эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
  • сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения

Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» — многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией. 

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей. 

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

  • Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
  • Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
  • Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи. 

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

  1. Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
  2. «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий.