Апл проекта 885 ясень: технические характеристики, конструкция

Субмарина IV поколения

Многоцелевая
атомная подводная лодка «Казань» стала
вторым кораблем, построенным по проекту
885 (шифр «Ясень»). В июне 2014 года в состав
ВМФ России была принята головная
субмарина этого типа — «Северодвинск».
В состав сил постоянной готовности
Северного флота она вошла только в марте
2016 года. По некоторым данным, два года
ушло на устранение недочетов в конструкции
и оборудовании, выявленных в ходе
испытаний.

«Казань»
была построена уже по модернизированному
проекту 885М. Конструкторы и судостроители
учли выявленные недостатки и замечания
военных. Передача атомохода флоту
запланирована на 2018 год.

Российский
подводный флот переживает ренессанс.
Впервые в истории ВМФ России на стапелях
«Севмаша» строится сразу четыре атомных
подлодки одного проекта — 885М. Это
субмарины «Новосибирск», «Красноярск»,
«Архангельск» и «Пермь». Всего к 2023 году
планируется сдать флоту семь «Ясеней».

Атомные
подводные лодки типа «Ясень» спроектированы
Санкт-Петербургским морским бюро
машиностроения (СПМБМ) «Малахит».
Относятся они к четвертому поколению
многоцелевых атомных субмарин. В них
было заложено все лучшее от предшественниц
— удачной серии субмарин третьего
поколения проекта 971 (шифр «Щука Б»).

Фото: пресс-служба Минобороны РФ

В проекте 885 отразилась эволюция взглядов отечественного флота на применение атомных подводных сил. Главной задачей многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971 была борьба с морскими силами противника. В них была заложена возможность ударов по сухопутных целям крылатыми ракетами «Гранат», запускаемых из торпедных аппаратов. Однако эта функция была второстепенной, да и сама система «Гранат» развития не получила.

«Ясени» стали первыми отечественными по-настоящему многоцелевыми атомными
подлодками. Они с одинаковой эффективностью
могут быть и морскими истребителями, и
наносить высокоточные ракетные удары
по сухопутным целям, находящимся за
тысячи километров.

История создания

Подводные лодки проекта 885, «Ясень» представляли собой серию атомных крейсеров – ракетоносцев, обладающих повышенными характеристиками скрытности при действии на глубинах, широким ассортиментом торпедно-ракетного вооружения которое позволило бы нанести ракетный удар по территории страны-агрессора, либо атаковать крупные корабельные группы вероятного противника с использованием атомного оружия.

Движителем субмарины должна была служить энергия атома, заключённая в водо-водяном реакторе. Новая атомная подводная лодка, вошедшая в проект 885, была зашифрована под кодовым названием «Ясень», подводная лодка типа «Гранай» по классификации НАТО.

К работе над проектом приступили в конце 80-х годов прошлого века. Над «Ясенем» трудились лучшие конструкторские бюро страны. И был получен соответствующий результат.

АПЛ типа «Ясень» и на сегодняшний день, спустя 40 лет после начала разработки, представляют собой грозную силу, не уступающую, а в ряде случаев и превосходящую подводный флот противника. Проект подводных лодок 885, «Ясень», получивший литеру «М» представлял собой подводные лодки с обновлённой начинкой, улучшены были практически все характеристики крейсера.

Постройка подводного крейсера неоднократно замораживалась, были перебои с финансированием, с поставкой ресурсов и материалов. В итоге в 1996 году проект заморозили.

Но в 2003 году все работы были возобновлены, конструкция крейсера восстановлена, улучшена, и в июле 2010 года АПКр «Северодвинск» вошёл в состав российского подводного флота. Это первая и единственная подводная лодка 885 проекта, остальные корабли строились по теме «Ясень-М», или пр. 885М АПКр «Казань» вторая подводная лодка этого проекта, работы начаты в 2009 году.

В 2013 году был заложен «Новосибирск», очередной ракетоносец проекта «Ясень-М». Следующая субмарина получила имя «Красноярск», в 2015 заложен «Архангельск» и последней была заложена подводная лодка проекта 885М – «Пермь».

Предполагается довести количество кораблей серии 885 до 7-8 единиц, дополнительно к ним разработать и произвести не менее 20 глубоководных ракетоносцев проекта 885М поколения 4++, которые на голову должны превосходить имеющиеся субмарины в составе флотов «вероятного друга».

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

«Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того, «Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель — «архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

«Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствами «Ясень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместить «шумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.


К-560 «Северодвинск» (фото: Источник)

Традиционно для российского подплава «Ясень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощные «шумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делают «Ясень» значительно тише по сравнению с «Щуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот же «усовершенствованный Лос-Анджелес», «Ясень» превосходит «Вирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

«Ясень» — 4,5 «Вирджиния» — 4

Вооружения

Теперь о главном, о том, какие виды оружия может в случае надобности применить «Ясень». Подводная лодка имеет на борту восемь пусковых установок шахтного типа для «Ониксов». Так как корабль отличается универсальностью, их можно заменить на 3М54 («Бирюза») или «Калибр» 3М14. Каждая ПУ может выпустить по 4 крылатые ракеты. Управляет комплексом вооружений система 3Р-14П. Ракеты могут поражать наземные и надводные цели, проходя по настильной траектории, что затрудняет их обнаружение и действия ПРО. В их конструкции реализован принцип «волчьей стаи», согласно которому между летящими снарядами в момент выхода на боевой курс устанавливается интерфейсная связь. Ракета, оказавшаяся выше других, берет на себя роль лидера, координируя действия всей группы. В случае ее поражения средствами ПРО противника руководящая функция автоматически передается другой единице. Бороться с таким залпом крылатых ракет практически невозможно. За это «Ясень» получил мрачноватое прозвище «Убийца авианосцев».

Торпедных аппаратов десять, все они находятся по бортам второго отсека сразу за центральным командным постом. Боезапас – 30 «Физиков-1» (калибр 533).

В случае надобности корабль может устанавливать мины, осуществлять гидроакустическое противодействие (для этого есть «Шлагбаумы» РЭПС-324) и выполнять другие мероприятия, усложняющие оперативную активность враждебных ВМС.

Серийность

Здесь-то собака и пороется.

Как уже сказано,Вирджиний» американцы хотят наклепать 48 штук.Ясени» ограничат семью корпусами к 2022-23 году(хотя могут добавить заказ ещё на три-четыре лодки). Впрочем, в большом количестве их и не собирались делать. Массово будут строить многоцелевую лодку следующего поколения, более компактную и не столь впечатляющую по арсеналу. Какой она окажется? Когда узнаем — напишем новый сравнительный отчёт.

Рейтинг:

Ясень» — 3Вирджиния» — 5

Итоговый рейтинг:

Ясень» — 31,5Вирджиния» — 29,5

Близко? Как посмотреть. Главное достоинство американской лодки — массовость, и здесь, конечно,Ясень»Вирджинии» не конкурент. С другой стороны, должен ли люксовый седан быть таким же массовым, как малолитражка? Свою крупносерийную лодку ВМФ России ещё получит, и, конечно, её мы тоже оценим.

Спорить будем?

Преимущества над конкурентами


Техническое превосходство такого вида АПЛ заключается в следующем:

  • высокий уровень автоматизации;
  • перископическая телесистема МТК-115-2, которая производит обзор поверхности при глубинном погружении до 50 м;
  • бесшумный гребной вал электродвигателя;
  • унифицированные системы для наступательной атаки морских и наземных целей противника;
  • мощная сбалансированная система ударного вооружения;
  • широкий диапазон рабочих глубин.

Все эти конструкционные особенности оставляют своих конкурентов далеко позади. Такое техническое превосходство является большим преимуществом, особенно в боевых условиях.

Универсальное судно

АПЛ К-572 «Новосибирск», представляющая уже четвертое поколение российских атомных подводных лодок, стала третьей субмариной проекта 885 «Ясень», спущенной на воду. 15 июня 2010 года на воду была спущена АПЛ К-560 «Северодвинск», 31 марта 2017 года – АПЛ К-561 «Казань». Модернизация «Ясеня» началась уже с «Казани», которая первая в наименовании проекта получила букву «М». Однако «Новосибирск», по замыслу военных, будет первой подлодкой проекта 885 «Ясень-М», переданной в ВМФ. Информация о том, чем модернизированные образцы будут отличаться от «Северодвинска» не раскрывается, известно лишь что новые подлодки на 9 метров короче предшественницы.

Изначально планировалась постройка 30 субмарин этой серии, впоследствии пришли к решению, что на верфях «Севмаша» будет заложено лишь восемь АПЛ «Ясень-М». Все они начнут поступать на вооружение ВМФ РФ со второй половины 2020 года. Министерство обороны России рассчитывает, что группировка этих подлодок станет основой новых ударных сил подводного флота России.

«Ясени» должны заменить несколько серий АПЛ, поостренных в 1970-80-х годах: это проекты 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Первые свои очертания АПЛ четвертого поколения получили еще в 1977 году. В планах было создание многоцелевого подводного крейсера, способного решать максимально широкий спектр задач. Проектировщиком новой серии АПЛ выступило Ленинградское конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором стал Владимир Николаевич Пялов, известный специалист в области подводного кораблестроения.

Работа над четвертым поколением АПЛ шла тяжело, с большими перерывами: сначала проект замораживали в 80-х, потом в 90-х. Вернулись к работам лишь в 2004 году, но уже ориентируясь на значительно переработанный вариант. В нем впервые увидели свет многие технические решения, до тех пор не применявшиеся в отечественном судостроении.

Универсальные АПЛ «Ясень-М» созданы исключительно из российских комплектующих. Известны следующие параметры подводных крейсеров: длина составляет 130 м, наибольшая ширина – 13 м, высота – более 9 м. Надводное водоизмещение судна 8600 т, подводное – 13 800 т. Мощность водяного атомного реактора «ОК-650В» – 190 МВт. Субмарина способна развивать скорость до 60 км/ч и плавать на глубине до 600 метров. Численность экипажа 90 человек, длительность автономного плавания – около 100 суток.

По заверениям разработчиков, атомный реактор нового поколения сможет значительно повысить надежность работы энергосистемы подлодки. Срок его службы без перезарядки достигает 25-30 лет, что сопоставимо с периодом жизни самой субмарины. Особенность силовой установки в том, что проводка теплоносителя первого контура расположена в корпусе реактора – это многократно снижает вероятность аварии и радиоактивного облучения экипажа. Созданная специально для АПЛ 885 проекта информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения оповестит экипаж в случае превышения нормы.

На атомоходах серии «Ясень-М» размещены 8 торпедных аппаратов (на серии «Ясень» их 10) 553-мм калибра. На вооружении модернизированного варианта подлодки стоят новейшие крылатые ракеты «Калибр» (50 единиц) и «Оникс» (40), а в дальнейшем планируется оснастить субмарину гиперзвуковым оружием – 40 ракетами «Циркон». Кроме того, «Ясень-М» вооружен глубоководными тепловыми самонаводящимися торпедами (30), вместо которых возможно размещение на борту глубоководных мин.

Оценивая свое детище, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев отметил, что «этот корабль носит универсальный характер, он позволяет успешно бороться с надводными кораблями, с группировками надводных кораблей, с подводными лодками, позволяет наносить удары по береговым объектам».

Важной отличительной чертой подлодок серии «Ясень-М» является их малошумный ход. Это возможно самая малошумная субмарина в мире

Ее корпус изготовлен из маломагнитной стали (требования к такому материалу связаны с ужесточением норм по вопросам безопасности, надежности и экологичности) – в носовой части он словно вложен в футляр из специального легкого сплава. Тем самым конструкторы усилии обтекаемость лодки и уменьшили ее подводный шум. В дополнение корпус «Ясеней» обложен шумогасящей резиной, которая мешает гидролокаторам противника обнаружить довольно габаритное подводное судно.

Общие характеристики

Не обо всем, что есть на корабле, можно получить информацию из открытых источников. Экспертам остается судить по внешнему виду о том, что представляет собой эта подводная лодка. Фото, публикуемые в СМИ, позволяют сделать вывод о размерах, они действительно немалые: длина составляет 140 метров. Водоизмещение в подводном положении – почти 14 тыс. тонн. Доступны также скоростные параметры, которым может похвастаться эта подводная лодка. Характеристики, как обычно, отличаются в зависимости от степени погруженности корпуса, под водой корабль движется быстрее (31 узел), а при всплытии развивает 16 узлов. Экипаж состоит из 32 офицеров и 90 матросов и старшин. Все они в случае опасности и невозможности борьбы за выживание могут покинуть лодку в отделяемой спасательной капсуле, находящейся в носовой части. Бросается в глаза обилие выдвижных антенных систем, возвышающихся над рубкой. Они обеспечивают надежную связь с командованием и другими кораблями. Доступна информация о наличии на лодке особой аппаратуры, создающей акустический информационный канал, защищенный от перехвата. О том, как он работает, подробных сведений нет.

Заявленная автономность составляет сто дней, но реально, по всей видимости, может быть и большей.

Представители проекта[править | править код]

Головная подводная лодка проекта

— К-560 «Северодвинск» была заложена 23 декабря 1993 года на «Севмаше» по базовому проекту 885 «Ясень». В 1996 году строительство АПЛ было остановлено. Работы возобновились приблизительно в 2004 году уже по доработанному проекту. 15 июня 2010 года лодка была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду. Начались швартовные испытания. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на заводские испытания. Заводские испытания и доработка лодки заняли три года. Сроки сдачи неоднократно переносились. Попутно дорабатывались и испытывались ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр», что тоже повлияло на сроки. 10 октября 2013 года лодка успешно завершила заводские испытания и 5 ноября 2013 была передана на государственные испытания. 30 декабря был подписан приёмный акт. Лодка была передана ВМФ в опытную эксплуатацию. 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России.19 марта 2020 года завершена опытная эксплуатация.

Вторая подводная лодка

— К-561 «Казань» была заложена 24 июля 2009 года по модернизированному проекту 885М «Ясень-М». От базового проекта 885 «Ясень», проект 885М «Ясень-М» отличается уменьшенной длиной на 9 метров, а так же усиленным вооружением (10 шахт для ракет «Оникс», «Циркон», «Калибр», вместо 8 шахт для ракет на проекте 885 «Ясень») и устанавливаемым обновлённым оборудованием, оптимизированными обводами и дальнейшим уменьшением шумности.[неавторитетный источник? ] Помимо дальнейшего улучшения характеристик, важным аспектом проекта «Ясень-М» является отказ от использования поставщиков оборудования из стран бывшего СССР: корабль строится силами исключительно российских предприятий. Спущена на воду 31 марта 2017 года. Лодка должна быть передана флоту не ранее конца 2020 года.

Третья подводная лодка

— К-573 «Новосибирск» была заложена 26 июля 2013 года по модернизированному проекту 885 «Ясень-М». Спущена на воду 25 декабря 2020 года. Ввод в строй ожидается в конце 2021 года.

Четвёртая подводная лодка

— К-571 «Красноярск» была заложена 27 июля 2014 года.

Пятая подводная лодка

— К-564 «Архангельск» была заложена 19 марта 2015 года.

Шестая подводная лодка

— К-? «Пермь» была заложена 29 июля 2020 года.

Седьмая подводная лодка

— К-? «Ульяновск» была заложена 28 июля 2020 года.

Название Проект Зав. № Закладка Спуск В строю Флот Состояние Примечания
К-560 «Северодвинск» 885 160 21.12.1993 15.06.2010 17.06.2014 В строю В составе 11-й ДиПЛ
К-561 «Казань» 885М 161 24.07.2009 31.03.2017 12.2020 СФ Заводские ходовые испытания Передача флоту запланирована на 2020 год
К-573 «Новосибирск» 885М 162 26.07.2013 25.12.2019 12.2021 ТОФ Готовится к швартовным испытаниям Передача флоту запланирована на 2021 год
К-571 «Красноярск» 885М 163 27.07.2014 12.2020 12.2022 ТОФ Строится Строительство завершается
К-564 «Архангельск» 885М 164 19.03.2015 12.2021 12.2023 СФ Строится Строительство завершается
К-??? «Пермь» 885М 165 29.07.2016 12.2022 12.2024 ТОФ Строится
К-??? «Ульяновск» 885М 166 28.07.2017 12.2023 12.2025 СФ Строится
885М 167 2020 12.2025 12.2026 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт
885М 168 2020 12.2026 12.2027 ТОФ Готовится к закладке Подписан контракт

Цвета таблицы:

Зелёный —в составе ВМФ/ опытной эксплуатации Белый —не достроен или утилизирован не спущенным на воду Жёлтый —действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный —списан, утилизирован или потерян По оценке американского журнала «The National Interest», АПЛ проектов 955 «Борей»,667БДРМ «Дельфин»,885М «Ясень-М» входят в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

«М» значит модернизированная


0 Впрочем, телеканалу ЗВЕЗДА удалось узнать кое-какие детали о нашей новейшей субмарине 855 проекта. Например, в отличие новейших стратегических подводных ракетоносцев 4-го поколения 955 проекта типа «Борей»: «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» у которых впервые примененная техническая начинка составляет не более 40% у АПЛ «Казань» все системы, узлы и механизмы совершенно новые, никогда и нигде прежде не использовавшееся. Это абсолютно новое высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в советском и российском военном кораблестроении. По некоторым данным, для сравнения, один корабль 955 проекта обходится Минобороны в 23 млрд. — «Ясень» в сумму, превышающую 200 млрд. рублей. Если провести параллели с американцами, то стоимость «Ясеня» вполне терпимая. Так, «Морской волк» обходиться бюджету США $ 4,4 млрд. (общая стоимость строительства 3 АПЛ оценивается не менее чем в $ 13,2 млрд.). Для сравнения — последние атомные авианосцы типа «Нимитц» вместе с авиагруппой обошелся американскому бюджету чуть более $ 5 млрд., а одна АПЛ предыдущего проекта типа «Лос-Анджелес» всего в $ 741 млн.

Ударные возможности

И тот и другой тип — многоцелевые лодки с комбинированным вооружением: торпеды, крылатые ракеты, мины… но насколько разный набор! У строящихся сейчасвирджиний» 3-й и 4-й серий(Block III и IV) — 12 крылатых ракетТомагавк», при этом у лодок 4-й серии они размещаются в двух вертикальных пусковых установках по шесть ракет на каждую; и четыре торпедных аппарата с 25 торпедами к ним. Часть торпед можно заменить на морские мины — примерно по две штуки вместо одной торпеды.

USS Virginia(SSN-774)

Ясень» несёт 10 торпедных аппаратов с боезапасом в 30 торпед(вместо которых можно брать с собой мины). Такой арсенал даёт широкий набор сценариев — от формирования многоторпедного залпа по отряду боевых кораблей или конвою до подводнойдуэли» с двумя-тремя противниками одновременно.

На субмаринах обоих типов торпедные аппараты расположены в корпусах побортно под углом, в районе ограждения выдвижных устройств(которое часто ошибочно называют рубкой). Для американских подлодок такое размещение традиционно с 1960-х годов, в отечественной практике применено на серийных лодках впервые — раньше торпедные аппараты выводились в нос.

Впрочем, главное оружие проекта 885 — это совсем не торпеды, а восемь вертикальных пусковых установок в средней части корпуса, каждая из которых вмещает четыре крылатых ракеты комплексовОникс» иКалибр», итого 32. По сравнению с 12томагавками», которые способны атаковать лишь наземные цели, это и более мощный, и более разнообразный набор — учитывая обширную номенклатуру ракет в рамках того жеКалибра». Из этих пусковых установок могут применяться и беспилотные подводные аппараты различных типов. В ближайшие годы модернизированныеЯсени» получат сменные контейнерные пусковые установки, вмещающие либо четыреОникса» либо пять более компактныхКалибров», что позволит довести ракетный боекомплект до 40 единиц в максимальном варианте.

Рейтинг:

Ясень» — 5Вирджиния» — 3

Многозадачность

Обе лодки приспособлены к выполнению самых разных задач.


К-560 «Северодвинск»

Достоинство «Ясеня», которое определяется его вооружением, — способность бороться в том числе с авианосными соединениями. «Вирджинию» они интересуют мало — за практическим отсутствием их у потенциальных оппонентов (на тех, что есть, хватит и собственных авианосцев ВМС США). «Противокорабельные» возможности для неё сочли излишними.

На «Ясене», в свою очередь, с этим не заморачивались. Для специальных операций у ВМФ России есть свой набор специальных лодок. Например… Впрочем, эээ… замнем.

Рейтинг:

«Ясень» — 4 «Вирджиния» — 4

Радиоэлектроника и гидроакустика

В этом вопросе обе лодки близки.

Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.

Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например, «Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и у «Ясеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом на «Ясене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.

Рейтинг:

«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 4,5