§ 6. общественные объединения в российской федерации

Профсоюзы

Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых — профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.

Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач — например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.

Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.

Ликвидация общественной организации

Ликвидация общественной организации осуществляется на основании решения высшего органа управления организации или по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. 

Имущество, которое остается в результате ликвидации общественной организации, после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Организации на цели, в интересах которых создана Организация или на благотворительные цели. Ликвидация общественной организации считается завершенной, а Организация – прекратившей существование, после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. 

Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).

Государственная регистрация: устав и иные документы

Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?

Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:

  • заявление, которое должно быть подписано уполномоченным субъектом — в двух экземплярах;
  • устав — в 3-х копиях;
  • выписка из протокола, составленного на учредительном съезде;
  • данные об учредителях — в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право на пользование теми или иными продуктами интеллектуальной собственности.

Главный источник, используемый при регистрации общественного объединения — устав. В нем излагаются основные сведения, касающиеся специфики работы ассоциации, цели ее создания, идеологические моменты, структура учреждения. Как правило, общественные структуры в своей деятельности придерживаются только тех формулировок, что присутствуют в уставе.

Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации — некорректно.

Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры — если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

6) организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до отмены такого решения.

Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем общественного объединения в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Права граждан

Физлица обладают юридической возможностью формировать на добровольной основе социальные институты (общественные объединения). Целью их образования выступает защита коллективного интереса и реализация единых задач. Право людей на объединение предполагает также возможность вступать в уже действующие институты или воздерживаться от этого, а также прекращать членство в них без всяких затруднений и препятствий. Формирование социальных институтов, таким образом, обеспечивает реализацию интересов и прав. Закон «О некоммерческих общественных организациях» допускает их образование без необходимости получать предварительное разрешение на это от государственных структур, местной власти. Граждане могут вступать в такие социальные институты при условии соблюдения уставов. Закон «О создании общественных организаций» не устанавливает обязательного требования для регистрации. Такие социальные институты могут действовать без приобретения прав юрлица. По выбору граждан, общественная организация может быть зарегистрирована в порядке, предусмотренном рассматриваемым законом.

Ответственность и международные обязательства

Общественные объединения, допустившие нарушения законодательства, привлекаются к юридической ответственности. С другой стороны, должностные лица, работники муниципалитета и государственных органов, игнорирующие права обществ, также могут привлекаться к административной ответственности.

Иностранные граждане могут принимать участие в общественных организациях России, а также основывать их. Российские сообщества могут становиться членами иностранных организаций. Допускается оформление некоммерческих соглашений с иностранными компаниями. В таком случае деятельность осуществляется в соответствии с законами России, а также в соответствии с международными соглашениями.

Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.

Возникновение и деятельность объединений

Оформление и реализация работы общественных сообществ осуществляется на основании следующих принципов:

  • для формирования необходимо минимум три учредителя;
  • учредителями могут быть только физические лица, достигшие совершеннолетия или получившие полную дееспособность в порядке эмансипации;
  • учредитель может быть иностранным гражданином, который постоянно проживает за пределами РФ (за исключением случаев совершения преступления на территории России);
  • работа на основании Устава предприятия;
  • можно получить статус юридического лица, но только после регистрации в ЕГРЮЛ;
  • подача заявления на регистрацию не гарантирует, что обращение будет удовлетворено (есть список оснований для отказа, которые не исключают возможность повторной подачи заявления);
  • допускается реорганизация, но только на основании общего собрания учредителей и членов;
  • ликвидация допускается только после принятия такого решения общественным собранием.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/12/2020  документом  Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления… № 481-ФЗ от 30/12/2020Вступила в силу с: 30/12/2020

Редакция от 08/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020Вступила в силу с: 08/12/2020

Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 394-ФЗ от 02/12/2019Вступила в силу с: 13/12/2019

Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета… № 407-ФЗ от 02/12/2019Вступила в силу с: 13/12/2019

Редакция от 20/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 8 Федерального закона Об общественных объединениях № 404-ФЗ от 20/12/2017Вступила в силу с: 31/12/2017

Редакция от 02/06/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 8 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 2 Федерального… № 179-ФЗ от 02/06/2016Вступила в силу с: 13/06/2016

Редакция от 31/01/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 7-ФЗ от 31/01/2016Вступила в силу с: 31/01/2016

Редакция от 08/03/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 32… № 43-ФЗ от 08/03/2015Вступила в силу с: 20/03/2015

Редакция от 31/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 505-ФЗ от 31/12/2014Вступила в силу с: 11/01/2015

Редакция от 21/07/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 236-ФЗ от 21/07/2014Вступила в силу с: 02/08/2014

Редакция от 28/12/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 396-ФЗ от 28/12/2013Вступила в силу с: 01/01/2014

Редакция от 20/07/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части регулирования… № 121-ФЗ от 20/07/2012Вступила в силу с: 21/11/2012

Редакция от 01/07/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 169-ФЗ от 01/07/2011Вступила в силу с: 01/07/2011

Управление общественной организацией

Законодательство относит общественные организации к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. Поэтому высшим органом управления местной и региональной общественной организации является Общее собрание членов. Высшим органом управления Межрегиональной и Общероссийской общественной организации является сьезд или конференция делегатов от ее структурных подразделений. Все органы управления общественной организации на момент создания формируются из числа учредителей организации, после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Организации. Корпоративные организации должны реестр членов Организации.  

В каждой общественной организации должен быть образован единоличный исполнительный орган. Например, это может быть председатель или президент.  Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, который  подотчетен высшему органу управления.  В общественной организации может образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы. 

Высший орган управления общественной организации наделён рядом определённых полномочий, так называемая исключительная компетенция. Статьей 65.3 ГК РФ и 29 ФЗ «О НКО» предусмотрена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.   

Высший орган управления созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Высший орган управления вправе принимать к рассмотрению любые вопросы, которые касаются деятельности Организации и не относятся к компетенции других органов управления Организации. 

Решения по исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа присутствующих членов заседании высшего органа управления.   Решения, которые не отнесены к исключительной компетенции, принимаются высшим органом управления организации простым большинством голосов, присутствующих на собрании членов или делегатов. Высший орган управления общественной организации правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов или делегатов.  

Определение общественного объединения

На создание общественного объединения не требуется разрешения государственных структур и органов местного самоуправления, граждане делают это по собственной инициативе в добровольном порядке. Но при этом общественные организации должны пройти процедуру регистрации, только после этого они обретают статус юридического лица. Вести деятельность можно и без регистрации, но в таком случае у организации не будет прав юридического лица, это усложняет работу.

Определение 1

Под понятием общественного объединения предполагается самоуправляемое формирование, созданное по добровольному желанию граждан. В уставе указывается, на какие цели будет направлена деятельность общественного объединения, к примеру, наука, охрана здоровья, развитие духовных ценностей, защита интересов и прав, достижение общественных благ и других. Состав объединения представлен учредителями и участниками.

Состав общественного объединения

Стать учредителями общественного формирования могут как физические, так и юридические лица. В данном случае учредители несут равную ответственность вне зависимости от того, кем они являются – физическими или юридическими лицами. Порядок создания включает в себя назначение общего сбора для принятия устава, выбора курирующей группы, лиц для осуществления контроля.

Членами объединения тоже могут выступать как физические, так и юридические лица, их объединяет заинтересованность в разрешении вопросов, указанных в уставе. Членство в организации подтверждается собственноручно написанными заявлениями или другой формой документации, которая позволит учесть всех членов объединения и обеспечить каждому равные права.

Замечание 1

При вступлении в общественное формирования физические и юридические лица выражают свою солидарность с целями, для которых данное объединение было создано. Если это не противоречит уставу, то в конкретных мероприятиях могут участвовать граждане, членство которых не оформлено на установленном уровне.

Быть участником или членом, а также учредителем общественного объединения может любой гражданин нашей страны, достигший 18 лет, а также человек без гражданства, например, для выполнения функции иностранного агента или представителя. Для молодежных и детских объединений предусмотрен свой возрастной ценз – от 14 лет для молодежных и от 10 лет для детских. Все свои права и ответственность объединение приобретает после государственной регистрации.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения в ФЗ 82 были внесены 20 декабря 2017 года. В частности, изменения коснулись следующей статьи:

Ч 5 ст 8

Общественная организация должна обладать руководящим органом. Все основные решения принимает руководящий орган или руководящая коллегиальная группа в общественном объединении.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые изменения за последнее время не вносились.

Ст 5 ФЗ 82

В статье 5 описывается понятие общественного объединения. Под таковым понимается самоуправляемое добровольное сообщество, созданное без преследования коммерческих целей. Участники сообщества обладают общими интересами и целями.

Ст 7 ФЗ об общественных объединениях

Статья 7 перечисляет формы, по которым могут быть организованы сообщества:

  • Общественная группа;
  • Общественное учреждение;
  • Движение;
  • Фонд;
  • Политическая партия (ФЗ здесь:).

82 ФЗ статья 29

В статье 29 перечисляются обязанности коллективного объединения. Оно должно:

  • Следовать законодательству Российской Федерации и общепринятым принципам и нормам международных соглашений;
  • Публиковать отчетность об эксплуатации собственного имущества каждый год;
  • Ежегодно сообщать гос органу, который зарегистрировал объединение о продолжении деятельности;
  • Не препятствовать появлению уполномоченного сотрудника на проводимые коллективные объединения предприятия;
  • Информировать федеральный орган государственной регистрации по объемам денежных средств или другого имущества, которые получаются от иностранных источников. Они указаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», о целях расследования подобных денежных средств и эксплуатации недвижимости.

Сообщество в обязательном порядке должно информировать орган, который принял решение о государственной регистрации этого сообщества изменить информацию, которая указывается в статье 5 Федерального закона «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и физических лиц». Не предоставлять можно информацию, полученную в течение трех дней с момента подобных изменений.

Если информация несколько раз подряд не предоставлялась, уполномоченный госорган может обратиться в судебную инстанцию с письменным заявлением о том, чтобы сообщество прекратило свою работу.

Чтобы получать финансирование от иностранных источников и участвовать в политической деятельности Российской Федерации, сообщество должно зарегистрировать свое объединение в качестве некоммерческой организации, которая выполняет функцию иностранного объекта.

Статья 35

Ст 35 описывает управление имуществом в общественных учреждениях. Сообщества, которые финансируются одним или несколькими собственниками, могут управляться на основе оперативного управления.

Сообщества, которые управляются юридическими лицами, могут являться собственностью данных граждан. Если права собственности на недвижимость переходит к третьему лицу, то закрепленное имущество переходит также к нему, при этом он вправе осуществлять оперативное управление.

Коллективные сообщества отвечают по обязательствам денежных средств, которые находятся на их счету. Если они недостаточно субсидируются, возникает ответственность по обязательствам. Ее несет собственник закрепленного имущества (движимого и недвижимого).

Права и полномочия

Таблица «Права и обязанности общественных организаций»:

Полномочия Обязательства
Свободное распространение информации об объединении Соблюдение требований законодательства
Проведение мирных пикетов и шествий Регулярное формирование отчетов о деятельности, а также бухгалтерских отчетов
Привлечение СМИ к работе Предоставление по запросам необходимой информации контролирующим органам
Подготовка письменной инициативы к государственным/муниципальным органам власти Своевременная регистрация объединения
Участие в референдумах и выборах
Защита интересов организации в судах

Также учредители могут самостоятельно выбрать желаемое наименование, которое не содержит отсылку к государственным или муниципальным органам.

Механизмы формирования партий

Основной механизм, в рамках которого осуществляется создание партии — созыв учредительного собрания. На нем должно присутствовать минимальное количество граждан, которые имеют право на вступление в соответствующее политическое объединение. В большинстве европейских государств данный показатель — несколько десятков человек. В ряде случаев учреждение партии должно осуществляться особой комиссией. Ее численность может быть существенно меньше, чем в случае с учредительным собранием.

При первом сценарии предполагается избрание главы партии, а также ее секретаря, формируется протокол о создании ассоциации. Одновременно с ним, как правило, принимается устав организации, включающий основные программные положения, которых будет придерживаться партия в ходе политической деятельности. В России соответствующие объединения должны регистрироваться, но во многих зарубежных странах подобная процедура не обязательна.

Некоммерческие организации

Изучим иные виды общественных объединений. Полезно будет изучить сущность некоммерческих организаций. Их принципиальное отличие от политических партий в том, что учреждение подобных структур не предполагает участия граждан в управлении государством. Несхожесть НКО с профсоюзами в том, что в ряды первых могут вступать люди, не трудоустроенные где-либо, а также не преследующие достижения целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Главная мотивация учредителей НКО — защита интересов конкретных социальных групп. При этом в некоторых случаях активности некоммерческих организаций могут быть связаны с политикой. НКО можно классифицировать на несколько разновидностей: организации, объединения, а также учреждения самодеятельности.

Признаки политических партий

Политические партии как отдельная разновидность общественных объединений имеют ряд признаков. Прежде всего, это автономия — прослеживаемая как в юридическом контексте, так и идеологии. Общественно-политические объединения, как правило, формируются людьми, для которых близки определенные идеологические убеждения, несхожие с теми, что составляют идейную основу работы иных ассоциаций.

Деятельность политических партий не связана с коммерческой сферой. Активности соответствующих объединений базируются на гласности, открытости, выражении мнений и позиций публично. В большинстве случаев создавать политические партии могут только граждане той страны, в которой объединение будет взаимодействовать с государственной властью. То же самое касается и членства в соответствующих организациях. Но в некоторых странах закон об общественных объединениях позволяет вступать в партии гражданам других государств.