«широкий спектр задач»: как патрульные корабли проекта 22160 усилят черноморский флот

Защита

Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн. Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.

Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.

Рождение корвета проекта 22160

Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, возлагаемой на новые корабли. Помимо этого в их тактические задачи входили и неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
  • спасательные операции на море;
  • охрана и сопровождение судов;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство разглядело в проекте черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение (1300 тонн).

Максимальная скорость хода корвета не должна была быть ниже 30 узлов. Несколько удивила конструкторов затребованная в техзадании дальность плавания.

Экипаж патрульного корабля насчитывает 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями.

Сначала в техническом задании ставилось условие установки на корабль вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы.

В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», приняли решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Черноморский патруль

Проект 22160 был разработан в АО «Северное проектно-конструкторское бюро». Эти суда предназначены для патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах и экологического мониторинга окружающей среды.

В военное время они выполняют задачи по охранению кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил противника, отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Водоизмещение таких кораблей составляет 1,5 тыс. т, длина — 94 м, ширина — 14 м, а осадка — 3,4 м. Они могут находиться в автономном плавании 60 суток и развивать скорость до 30 узлов. Максимальная дальность хода достигает 6 тыс. морских миль. На судне предусмотрены места для размещения 80 членов экипажа. При этом фактическая численность команды определяется поставленной перед судном задачей.

На вооружении патрульных кораблей стоят 57-мм автоматическая артиллерийская установка АУ А-220М (разработчик — ЦНИИ «Буревестник») и две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 Завода им. В.А. Дегтярёва. От ударов с воздуха судно защищают зенитный комплекс «Гибка» и ПЗРК «Игла».

Радиоэлектронную борьбу судно может вести с помощью системы постановки пассивных помех ПК-10 и корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25Э.

«На корабле предусмотрена возможность базирования вертолёта Ка-27ПС. Корабль оснащён самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения», — отмечается на сайте Минобороны.

  • Вертолёт Ка-27ПС Тихоокеанского флота производит посадку на палубу крейсера «Варяг» во время учений
  • РИА Новости

В оборонном ведомстве также отметили, что при строительстве кораблей проекта 22160 в России впервые стали применять модульную концепцию, которая позволяет оперативно изменять набор вооружений. В том числе, как отмечают некоторые СМИ, на суда могут быть установлены пусковые установки крылатых ракет «Калибр».

Также по теме


«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…

Корабль «Павел Державин» был заложен в феврале 2016 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 февраля 2019-го. После завершения государственных испытаний судно поступит на вооружение Черноморского флота для охраны водного района Новороссийской военно-морской базы ЧФ.

Головным кораблём проекта стал «Василий Быков». Он был заложен в 2014 году и передан ВМФ в декабре 2018-го. Вторым судном этого класса стал «Дмитрий Рогачёв» — он пополнил состав Черноморского флота в прошлом году. Как ранее отмечали представители Зеленодольского завода, в планах предприятия — строительство патрульных кораблей «Сергей Котов», «Виктор Великий» и «Николай Сипягин».

Производство «Сергея Котова» находится на финальной стадии: в этом году его планируется спустить на воду. Как отмечают эксперты, судя по интервалу между спуском кораблей данной серии на воду и их передачей заказчику, «Сергей Котов» может пополнить ВМФ РФ уже в 2021 году.

Конструкция

На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип.

Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач
Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ»

Силовая установка

Первоначально предполагалась установка дизель-редукторного агрегата на базе четырёх немецких V-20-цилиндровых дизелей 20V4000G63L «MTU» и редукторов «ZF», которые стоят на корабле «Василий Быков», но в связи с санкциями было выполнено импортозамещение и на следующие корабли устанавливается российская главная энергоустановка, которая состоит из двух двухвальных дизель-реверс-редукторных агрегатов ДРРА-6000 на базе двух четырёхтактных V-16 цилиндровых дизельных двигателей с турбонаддувом 10Д49 «Коломенский завод» (аналогичные 4 установлены на корветы проекта 20380) общей мощностью 7650 КВт (10 400 л.с.), которые работают на два вала с винтами фиксированного шага, реверс-редукторная передача производства ПАО «Звезда», локальная система управления НПО «Аврора».

Вооружение

Артиллерийское вооружение проекта состоит из универсальной артиллерийской установки АК-176МА с возможностью поражения морских, береговых и воздушных целей. Боекомплект — 152 выстрела в башне и 152 выстрела в погребе.

Для противовоздушной и противоракетной обороны предполагается, кроме артиллерийской установки, использовать ПЗРК «Игла-С» (комплект до 8 шт.) и аппаратуру РЭП.

На корабле предусмотрено базирование 12-тонного вертолета, в том числе боевых Ка-29 и Ка-52К, для которых оборудован постоянный ангар, погреба для боезапаса и зарезервировано 30 кубических метров топлива. Отдельный ангар оборудован в бортовой надстройке для базирующихся на корабле БПЛА.

В кормовом слипе корабля предусмотрено базирование бронированной десантно-штурмовой лодки проекта 02800.

Для противодиверсионной обороны на проекте установлено два дистанционно-управляемых гранатомёта ДП-65 и два 12,7 мм пулемета «Корд». Также корабль комплектуется двумя ручными противодиверсионными гранатометами ДП-64.

На корабле декларирована возможность установки модульного контейнерного вооружения и оснащения, в том числе крылатых ракет «Калибр» или ПКР «Уран», в настоящее время на вооружении флота таких систем нет, но в августе 2020 года они проходили испытания на корабле «Василий Быков» на испытательных полигонах Северного флота, а пока в ВМФ России из контейнерного снаряжения широко применяются только водолазные контейнеры.

Идут испытания контейнерной гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2»

Мореходность

Для проекта заявлены хорошая обитаемость и мореходность, а также возможность использования вооружения при волнении моря до 5 баллов. Заявленная автономность патрульного корабля проекта 22160 превышает автономность современных фрегатов проекта 11356Р и гораздо большей размерности.

Постройка и испытания

Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» на Зеленодольском ССЗ

Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.

Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.

Название Место строительства Заложен Спущен на воду Место службы Статус
«Василий Быков» Зеленодольский ССЗ 26 февраля 2014 года 28 августа 2017 года 2018 Черноморский флот Спущен на воду
«Дмитрий Рогачёв» Зеленодольский ССЗ 25 июля 2014 года 2018 Черноморский флот Строится
«Павел Державин» ССЗ «Залив» 18 февраля 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Сергей Котов» ССЗ «Залив» 8 мая 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Виктор Великий» Зеленодольский ССЗ 25 ноября 2016 года 2019 Черноморский флот Строится
«Николай Сипягин» Зеленодольский ССЗ 13 января 2018 года 2019 Черноморский флот Строится

Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на Зеленодольском СЗ

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.

Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

Технические характеристики

Водоизмещение 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное
Длина корабля 91,3 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Скорость полного хода 22,5 узлов
Скорость патрульного хода 16 узлов
Дальность плавания До 6700 миль на скорости в 16 узлов
Автономность 60 суток
Численность экипажа До 80 человек

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

Вооружение

Наряду со стандартным вооружением и модулями с УВП предусмотрен монтаж дополнительного оружия по требованию заказчика. Дело в том, что, помимо шести запланированных единиц для ВМФ, имеется еще и экспортный вариант. Например, между артустановкой и надстройкой есть место для УВП зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Штиль-1».

Вариант ВМФ РФ Экспорт
Артустановка 76,2-мм АК-176МА 57-мм А-220М
Зенитно-ракетный комплекс 3М-47 «Гибка»
Противодиверсионные гранатометы 2 ДП-65;
1 ДП-64
2 ДП-65
Пулеметы 1 12,7-мм пулемет в переносном варианте 2 морские тумбовые пулеметные установки с пулеметами КПВ
Авиация Ка-27 ПС

Дополнительно могут быть установлены:

  • 2 модуля 3С14УК2 по 4 ячейки системы «Калибр-НК» (8 КР 3М-54К или 3М-14К) или в экспортном варианте Club(3М-54КЭ/3М-14КЭ) – в кормовой части;
  • 2 модульные УВП 3С90Э. 1 ЗРК «Штиль-1»¬¬(24 ракеты9М317Э) – в носовой части, только в экспортном варианте.

С одной стороны, ударный комплекс не соответствует основному предназначению патрульного корабля. С другой, это дезориентирует противника при выборе приоритетной цели.

Примечательно, что экспортное орудие А-220М, уступает флотскому варианту (АК-176МА) по боевой эффективности. В то же время форма его башни имеет низкую радиолокационную заметность. Для экспорта эта особенность стала маркетинговым преимуществом.

Радиоэлектронное вооружение

Состав радиоэлектронных средств будет также зависеть от требований импортеров. Так, на модификации с системой «Штиль-1» потребуется дополнительная РЛС подсветки целей.

В штатном исполнении будут установлены:

  • РЛС «Позитив-МЭ1»(дальность действия по цели типа истребитель – 110 км);
  • навигационная станция «Пал-Н»;
  • гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03 (обнаружение подводных лодок на дальности до 12 км);
  • гидроакустическую станцию (ГАС) с протяженной буксируемой антенной «Виньетка-ЭМ» (дальность обнаружения ПЛ до 20 км);
  • ГАС «Паллада» (защита от подводных диверсионных сил и средств);
  • стандартные корабельные средства радиоэлектронной борьбы.

Примечания

  1.  (рус.). www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения: 4 августа 2018.
  2. .
  3.  (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  4.  (рус.). lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения: 4 августа 2018.
  5. Сергей Птичкин. . rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения: 4 августа 2018.
  6. Дмитрий Сергеев.  (рус.). ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения: 23 августа 2018.
  7. . www.aoosk.ru. Дата обращения: 22 июня 2021.
  8. . Морской ВПК. Дата обращения: 9 декабря 2018.
  9. . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  10. ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  11. . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
  12. Роман Крецул, Алексей Рамм. . Известия (22 июля 2020). Дата обращения: 23 февраля 2021.
  13.  (рус.). ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения: 4 августа 2018.
  14. АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО».  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 мая 2019.
  15. . ФлотПром. Дата обращения: 29 января 2021.

Что нового

В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной отрасли архитектура корабля. Такая надстройка явно создана для снижения радиолокационной заметности.

Создатели корабля особо подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении на проекте 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть можно дополнить в ходе ремонта или модернизации.

Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под размеры стандартных морских контейнеров. Ассортимент того, что может размещаться в таких модулях, достаточно широк: от медицинского и водолазного оборудования до ракетных комплексов.