Статья 200. судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

Комментарии к ст. 184 АПК РФ

1. Определения — самостоятельный и самый распространенный вид судебных актов (абз. 3 ч. 2 ст. 15 АПК). Этими судебными актами могут оформляться результаты разрешения судом вопросов на любом этапе арбитражного процесса. Более того, такой вид определений, как определение, направленное на обеспечение имущественных интересов заявителя (ст. 99 АПК), принимается еще до принятия соответствующего иска к производству. Основным отличием определений от решений (ст. ст. 167 — 170 АПК) является то, что в определениях не дается ответа по существу заявленных требований. Однако определения, как и решения, вступают в законную силу и обладают после этого присущими решению свойствами обязательности, исполнимости, неопровержимости. Неисполнение их влечет за собой соответствующую ответственность (ст. 16 АПК). Как и другие судебные акты, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ч. 3 ст. 15 АПК).

2. Определения классифицируют по различным критериям. По содержанию выделяют, во-первых, подготовительные определения (это определения о принятии заявления к производству, о подготовке дела к производству, истребовании доказательств и т.д.), целью которых является создание необходимых условий для защиты нарушенного или оспоренного права. Во-вторых, пресекательные (преграждающие) определения, т.е. те, которые, например, препятствуют возбуждению дела (об отказе в принятии заявления или жалобы, о возвращении заявления или жалобы и т.д.). В-третьих, дисциплинирующие определения (например, о судебных штрафах). В-четвертых, завершающие (заключительные) определения — это те, которыми завершается производство по делу (об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу и др.). В-пятых, определения по поводу вынесенного судом решения (о разъяснении решения, исправлении в нем описок и т.п.). В-шестых, связанные с исполнением решения (о повороте исполнения, о выдаче дубликата исполнительного листа и т.д.). В-седьмых, определения по заявлениям о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 317 АПК).

3. По субъектам, принимающим определения, последние делят на принимаемые единолично и коллегиально. Это определяется тем, в каком составе действует суд (ст. 17 АПК).

4. По форме определения подразделяются на выносимые в виде отдельного акта и протокольные определения (ч. 2 ст. 184 АПК). В виде отдельного акта выносится, например, определение об обеспечении иска (ч. 5 ст. 93 АПК). Протоколом может быть оформлено определение о привлечении третьего лица без самостоятельных требований (ч. 3 ст. 51 АПК).

5. По порядку вынесения определения делятся на выносимые в совещательной комнате и без удаления в совещательную комнату (ч. ч. 4 и 5 ст. 184 АПК). Определение, выносимое в виде отдельного акта (например, о прекращении производства по делу, ст. 151 АПК), выносится в совещательной комнате. Что касается протокольных определений, то они выносятся без удаления в совещательную комнату (например, об удовлетворении ходатайства о вызове того или иного лица в качестве свидетеля, ст. 88 АПК).

6. По порядку обжалования определения делятся на подлежащие обжалованию отдельно от судебного акта и не подлежащие такому обжалованию (см. комментарий к ст. 188 АПК).

Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Дела об оспаривании решений органов местного самоуправления о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, об оспаривании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления о прекращении вещных прав на земельные участки (права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования) в связи с неисполнением обязанностей по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с указанными параметрами и требованиями рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

5. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

6. В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.