Гражданский кодекс ( ст 50 гк рф 2021 )

Другой комментарий к статье 137 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливается основной принцип: животные признаются объектами права собственности и на них распространяются общие правила об имуществе. Это означает, что они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в результате исполнения разного рода сделок. С юридической точки зрения живые существа рассматриваются как неделимые вещи, а их совокупность может рассматриваться как сложная вещь (табун лошадей, стадо овец и т.д.). Результатами использования животных могут являться плоды и продукция, определение права собственности на которые осуществляется в соответствии со ст. 136 ГК.

ГК предусмотрена возможность установления законом или иными правовыми актами иных правил в отношении владения, пользования и распоряжения животными.

2. Наряду с ГК проблемам правового регулирования жизнедеятельности диких животных (животного мира) посвящен Закон о животном мире. В данном Законе предусмотрено, что к объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и иных сделок, применяются постольку, поскольку это допускается этим Законом и иными федеральными законами. Отношения же по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы указанным Законом. При этом следует иметь в виду, что все вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

В качестве основного принципа осуществления прав в отношении животных ГК провозглашает гуманизм, нарушение которого не допускается.

Комментарий к статье 124 ГК РФ

1. Определяя круг участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, ст. 2 ГК указывает на то, что наряду с юридическими лицами и гражданами в них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Комментируемая статья, как и другие статьи гл. 5 ГК, закрепляет основные начала участия указанных публичных образований в гражданско-правовых отношениях.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится отправное положение участия публичных образований в гражданских правоотношениях — выступление их в этих отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Иными словами, при вступлении в гражданские отношения публичные образования лишаются возможности проявлять властные полномочия, которыми они обладают как носители публичной власти. Без соблюдения этого условия имущественные отношения с их участием вообще вряд ли можно было бы квалифицировать как гражданско-правовые.

3. Из комментируемой статьи, как, впрочем, и всей гл. 5 ГК, следует, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в качестве самостоятельных субъектов гражданских правоотношений. Иными словами, Российская Федерация и образующие ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, равно как и образующие их муниципальные образования, являются автономными и обособленными друг от друга субъектами гражданского права.

Из этого следует вывод, что встречающийся в ГК и других законах термин «государство» всегда обозначает какое-то вполне конкретное публичное образование — Российскую Федерацию как таковую, субъекта РФ или даже муниципальное образование, хотя последние в соответствии с Конституцией РФ и не являются государственными образованиями. Иначе говоря, государства вообще, без его привязки к конкретному публичному образованию, не существует, а сам термин «государство» обозначает в ГК лишь обобщенное понятие, которым охватываются все признаваемые законом публичные образования.

4. Указание п. 2 ст. 124 на то, что к публичным образованиям применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов, свидетельствует о том, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования рассматриваются в качестве особых субъектов гражданского права. Сами публичные образования юридическими лицами не являются, но в целом приравниваются к последним с позиций владения имуществом и участия в гражданском обороте. Аналогичным образом в ГК решен вопрос с правовым статусом граждан-предпринимателей (п. 3 ст. 23 ГК).

Комментируемая норма служит правовой базой для распространения на публичные образования действия многих статей ГК, в которых о них прямо не упоминается, но говорится о юридических лицах. Например, публичные образования, имуществу которых причинен вред, имеют право на его возмещение на основании п. 1 ст. 1064 ГК, хотя в указанной статье сказано лишь о возмещении вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам.

5. Участие публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом, тем более в статусе юридических лиц, порождает вопрос о характере их гражданской правоспособности. Прямого ответа на данный вопрос ни комментируемая статья, ни другие нормы действующего законодательства не дают. В литературе единства мнений на этот счет не существует, и разными авторами она рассматривается как универсальная, общая, специальная или целевая. Наиболее правильной представляется ее квалификация в качестве специальной с учетом того, что публичные образования могут приобретать лишь те права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

6. Особый правовой статус публичных образований в гражданско-правовой сфере проявляется, в частности, в том, что законом определяются:

— виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК);

— особая ответственность публичных образований за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК);

— особые способы приобретения (ст. ст. 225, 228, 279 ГК) и прекращения (ст. ст. 217, 235 ГК) права собственности и др.

Можно ли преобразовать в ЗАО бюджетное учреждение?

Учреждения по типу собственности подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные учреждения могут финансироваться из бюджета или автономно. Поэтому, если речь идет о бюджетном учреждении, мы подразумеваем, что им является государственная или муниципальная некоммерческая организация.
Согласно гражданскому законодательству, бюджетное учреждение создается не для извлечения прибыли, а для осуществления некоммерческих социально-культурных, управленческих или иных функций.
Закрытое акционерное общество, в соответствии со ст. 50 ГК РФ, относится к хозяйственным обществам, являющимся коммерческими организациям, которые извлекают из своей деятельности прибыль. Деятельность бюджетных учреждений и хозяйственных обществ разнится по своей сути. Закон допускает преобразование государственного или муниципального учреждения только в иную форму некоммерческой организации, и не содержит норм, открывающих возможность преобразовать его в хозяйственное общество.

В чем отличие товарищества собственников жилья (ТСЖ) от товарищества собственников недвижимости (ТСН)?

Для удобства решения различных организационных вопросов и защиты своих прав собственники квартир могут объединяться в товарищества.
Товарищество собственников недвижимости — более широкое понятие. В сферу управления таких товариществ включаются жилые помещения, офисные здания и земельные участки. ТСН — общая форма юридических лиц, в состав которой могут входить физические лица, а также отдельные юрлица, объединенные более узкой направленностью.
С сентября 2014 года вступили в силу изменения Жилищного кодекса РФ, согласно которым все ТСЖ будут переименованы в ТСН.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 10.04.2015 опубликовало письмо, из которого следует, что перерегистрацию уже созданных ТСЖ в ТСН производить не нужно.
Понятие ТСЖ пока еще используется в документации. В настоящее время все ТСЖ решают вопросы о переименовании в ТСН, получении необходимой лицензии, а также приведению своих уставов в соответствие с нормами ГК о ТСН.
Статья 50 ГК РФ содержит список организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Закон причисляет к такой форме товарищества собственников недвижимости, к которому относятся, в свою очередь, товарищества собственников жилья.
Таким образом, ТСЖ — это вид юридического лица, создаваемый в форме ТСН как некоммерческая организация. Товарищество собственников жилья больше не является самостоятельной организационно-правовой формой и считается одним из видов товариществ собственников недвижимости.
В соответствии с п 6 ст 50 ГК РФ, к отношениям с участием некоммерческих организаций не применяются правила Гражданского кодекса. Деятельность ТСЖ, равно как и ТСН, регулируется Жилищным кодексом РФ.

Комментарий к Ст. 124 ГК РФ

1. Перечисленные в комментируемой статье субъекты в соответствии с Конституцией РФ наделены публичной властью, но вместе с тем через свои органы наряду с другими лицами выступают в экономическом обороте, регулируемом нормами гражданского права (являются субъектами права собственности и иных вещных прав, сторонами в обязательстве, наследниками по завещанию и т.д.). Эта двойственность статуса органов публичной власти и определяет специфику участия государства, его субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

2. Рассматриваемая норма содержит два основных исходных положения:

а) органы публичной власти в гражданских правоотношениях юридически равны с гражданами и юридическими лицами;

б) на участие органов публичной власти распространяются правила о юридических лицах, хотя Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в строгом смысле таковыми не являются.

Указанные положения распространяют на органы публичной власти большинство гражданских прав и обязанностей, возникающих в имущественных и личных неимущественных отношениях.

Наука.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с другими субъектами — гражданами и юридическими лицами — и использование властных полномочий для организации гражданского оборота.

В.А.Плетнев

Комментарий к статье 124 ГК РФ

1. Определяя круг участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, ст. 2 ГК указывает на то, что наряду с юридическими лицами и гражданами в них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Комментируемая статья, как и другие статьи гл. 5 ГК, закрепляет основные начала участия указанных публичных образований в гражданско-правовых отношениях.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится отправное положение участия публичных образований в гражданских правоотношениях — выступление их в этих отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Иными словами, при вступлении в гражданские отношения публичные образования лишаются возможности проявлять властные полномочия, которыми они обладают как носители публичной власти. Без соблюдения этого условия имущественные отношения с их участием вообще вряд ли можно было бы квалифицировать как гражданско-правовые.

3. Из комментируемой статьи, как, впрочем, и всей гл. 5 ГК, следует, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в качестве самостоятельных субъектов гражданских правоотношений. Иными словами, Российская Федерация и образующие ее субъекты: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, равно как и образующие их муниципальные образования, являются автономными и обособленными друг от друга субъектами гражданского права.

Из этого следует вывод, что встречающийся в ГК и других законах термин «государство» всегда обозначает какое-то вполне конкретное публичное образование — Российскую Федерацию как таковую, субъекта РФ или даже муниципальное образование, хотя последние в соответствии с Конституцией РФ и не являются государственными образованиями. Иначе говоря, государства вообще, без его привязки к конкретному публичному образованию, не существует, а сам термин «государство» обозначает в ГК лишь обобщенное понятие, которым охватываются все признаваемые законом публичные образования.

4. Указание п. 2 ст. 124 на то, что к публичным образованиям применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов, свидетельствует о том, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования рассматриваются в качестве особых субъектов гражданского права. Сами публичные образования юридическими лицами не являются, но в целом приравниваются к последним с позиций владения имуществом и участия в гражданском обороте. Аналогичным образом в ГК решен вопрос с правовым статусом граждан-предпринимателей (п. 3 ст. 23 ГК).

Комментируемая норма служит правовой базой для распространения на публичные образования действия многих статей ГК, в которых о них прямо не упоминается, но говорится о юридических лицах. Например, публичные образования, имуществу которых причинен вред, имеют право на его возмещение на основании п. 1 ст. 1064 ГК, хотя в указанной статье сказано лишь о возмещении вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам.

5. Участие публичных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом, тем более в статусе юридических лиц, порождает вопрос о характере их гражданской правоспособности. Прямого ответа на данный вопрос ни комментируемая статья, ни другие нормы действующего законодательства не дают. В литературе единства мнений на этот счет не существует, и разными авторами она рассматривается как универсальная, общая, специальная или целевая. Наиболее правильной представляется ее квалификация в качестве специальной с учетом того, что публичные образования могут приобретать лишь те права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

6. Особый правовой статус публичных образований в гражданско-правовой сфере проявляется, в частности, в том, что законом определяются:

— виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК);

— особая ответственность публичных образований за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ст. ст. 16, 1069, 1070 ГК);

— особые способы приобретения (ст. ст. 225, 228, 279 ГК) и прекращения (ст. ст. 217, 235 ГК) права собственности и др.

Комментарий к статье 137 Гражданского Кодекса РФ

Помимо положений о порядке приобретения права собственности на безнадзорный скот (ст. 147 ГК 1964), в ГК включены две новые статьи о животных как самостоятельном объекте гражданских прав и о принудительном прекращении права собственности на них (см. коммент. к ст. 241). Расширение правового регулирования отношений, объектом которых являются животные, обусловлено увеличением сделок с ними и необходимостью их защиты от ненадлежащего обращения.

Комментируемая статья содержит две нормы, направленные на достижение указанных целей. Первая распространяет на животных общие правила об имуществе, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Вторая устанавливает пределы осуществления прав, объектом которых они являются, — запрет на жестокое обращение. Таким образом, ч. 2 ст. 137 несоблюдение этого запрета рассматривает как злоупотребление правом.

Комментарий к Ст. 50 ГК РФ

Судебная практика.

При разрешении споров, связанных с учреждением и регистрацией юридических лиц после 7 декабря 1994 года, необходимо руководствоваться главой 4 первой части Кодекса, имея в виду, что после указанной даты коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных данной главой Кодекса. Создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, после официального опубликования части первой Кодекса в иных организационно-правовых формах рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования. Акты о регистрации таких юридических лиц в силу закона должны признаваться недействительными (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1).

Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.

В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:

— государственная корпорация;

— некоммерческое партнерство;

— автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

— товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);

— объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);

— нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:

— она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;

— она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.

Комментарий к статье 124 ГПК РФ

1. Обращение в суд с просьбой о вынесении судебного приказа оформляется письменным заявлением взыскателя. Основные требования к форме, содержанию и правилам печатного или рукописного изложения текста заявления такие же, как и при предъявлении иска (см. комментарий к статье 131 ГПК РФ). Вместе с тем комментируемая статья учитывает специфику приказного производства, предназначенного для защиты прав и охраняемых законом интересов взыскателя в упрощенной процедуре.

Так, в отличие от искового заявления в заявлении о вынесении судебного приказа, поданного представителем взыскателя, не требуется указывать наименование представителя и его адрес. Как правило, в этом нет необходимости, поскольку приказ выносится без проведения судебного разбирательства и выдается непосредственно взыскателю или по его просьбе направляется для исполнения судебному приставу-исполнителю (ч.2 ст. 126, ч.1 ст. 130 ГПК).

Вместе с тем представитель вправе по поручению взыскателя не только подать заявление о вынесении судебного приказа, но также лично или по почте получить второй экземпляр приказа и совершить действия по предъявлению его к исполнению (ст. 54 ГПК). Соответственно это должно найти отражение в заявлении о вынесении судебного приказа с указанием наименования представителя и его адреса.

2. В отличие от искового производства в приказном производстве разрешаются бесспорные и документально подтвержденные требования взыскателя. Следовательно, в заявлении о вынесении судебного приказа достаточно лишь сформулировать соответствующее требование, указать обстоятельства, на которых оно основано, и приложить документы, подтверждающие обоснованность требования. При этом следует учитывать, что заявление о выдаче приказа не только должно быть оформлено и подано в суд с соблюдением предусмотренной в процессуальных нормах процедуры, но сформулированное в заявлении требование к должнику должно быть основано на материально-правовой норме.

Например, требование о взыскании суммы денег по договору займа основано на обязанности заемщика возвратить сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором или законом (ст. 810 ГК и комментарий к ней). Указав данное требование и соответствующие обстоятельства, взыскатель обязан приложить также письменный договор между ним и должником.

3. С заявлением о вынесении судебного приказа в интересах гражданина может обратиться прокурор (ст. 45 ГПК РФ). Однако, если это не связано с защитой прав в сфере отношений, указанных во втором предложении ч.1 ст. 45 ГПК, такое возможно в случаях, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Как и при подаче искового заявления в интересах гражданина, в заявлении о вынесении судебного приказа прокурор должен обосновать невозможность обращения в суд самого гражданина. Во вводной части заявления он обязан указать свое должностное положение, свою фамилию, имя и отчество, а также наименование взыскателя и его адрес (см. комментарий к ст. 131 ГПК).

4. Для определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления или подлежащей взысканию при вынесении судебного приказа об истребовании недвижимого имущества, в заявлении должна быть указана стоимость этого имущества. В случае явного несоответствия указанной в заявлении стоимости действительной стоимости истребуемого имущества его стоимость определяет судья (ч.2 ст. 91 ГПК).

5. Взыскатель по указанным в законе бесспорным требованиям и при наличии подтверждающих их документов может обратиться не с заявлением о выдаче судебного приказа, а с исковым заявлением. Оснований для отказа в принятии такого заявления и рассмотрении дела по развернутой процедуре искового производства не имеется. Однако судье во всех таких случаях следует разъяснить право на разрешение дела в упрощенной процедуре и показать преимущества приказного производства, позволяющего более эффективно обеспечить достижение целей гражданского судопроизводства. Как правило, обращение с иском по такого рода требованиям связано с неосведомленностью о возможности защитить нарушенное субъективное право в упрощенной процедуре путем получения судебного приказа, который по свойству исполнимости не отличается от решения.

Комментарий к статье 136 ГК РФ

1. Использование некоторых вещей ведет к появлению новых вещей, подразделяющихся на плоды, продукцию и доходы. Под плодами обычно понимаются продукты органического развития как одушевленных (животные), так и неодушевленных (растения) вещей. С правовых позиций плодами считаются приплод животных, урожай фруктовых деревьев и кустарников, яйца от домашней птицы и т.п. Понятием «продукция» охватывается все то, что получено в результате производительного использования вещи, будь то готовый продукт, полуфабрикат или материал, предназначенный для последующей обработки.

Доходы — это денежные и иные поступления от вещи, обусловленные ее участием в гражданском обороте. К доходам относятся, в частности, арендная плата, проценты по вкладу в банке и т.п. Следует учитывать, что в отдельных случаях (см., например, ст. 305 ГК) термин «доход» употребляется в более широком смысле и охватывает собой натуральные поступления от вещи, т.е. плоды.

2. По общему правилу все поступления от вещи принадлежат лицу, которое использует данную вещь на законном основании. Так, плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ч. 2 ст. 606 ГК). Иное может быть предусмотрено как законом, так и договором.

Комментарий к статье 50 ГК РФ

1. В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Основной целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли и возможность ее распределения между участниками.

Основной целью деятельности некоммерческих организаций является выполнение функций, не связанных с получением прибыли. При этом источники финансирования деятельности некоммерческой организации не имеют значения. Некоммерческая организация может находиться и на самофинансировании за счет получаемых ею доходов от своей деятельности. Более того, закон не запрещает ей получать прибыль от вспомогательной предпринимательской деятельности, которую она, однако, не вправе распределять между своими участниками.

2. В п. 2 комментируемой статьи приводится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Приведенный в п. 2 данной статьи перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций не означает, что федеральным законом не могут быть в случае необходимости предусмотрены и иные формы данных организаций. Это допустимо при условии одновременного внесения дополнений в ГК.

3. Содержащийся в п. 3 комментируемой статьи перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим. В дополнение к потребительским кооперативам, общественным и религиозным организациям (объединениям), финансируемым собственником учреждениям, благотворительным и иным фондам федеральным законом могут быть предусмотрены и иные формы. Так, Законом о некоммерческих организациях были предусмотрены некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации. При этом законодатель не связан обязанностью внесения изменений в ГК.

В абз. 2 п. 3 комментируемой статьи раскрывается понятие вспомогательного характера предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Такая деятельность должна, во-первых, служить достижению основной цели соответствующей некоммерческой организации и, во-вторых, по своему характеру быть с ней связанной.

4. В п. 4 комментируемой статьи говорится об организационно-правовых формах объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций как юридических лицах, выступающих в гражданском обороте в качестве некоммерческих организаций. Предусматриваются две такие формы: ассоциации и союзы (см. коммент. к ст. 121).